Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Сценарный анализ, или Психология судьбы

Сценарный анализ, или Психология судьбы
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Николай...
Пользователь
Сообщения: 73
Регистрация: 06.01.2005
Откуда: Калужская область
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 23, 2005 00:29 Ответить с цитатой

Последнее время очень увлекся Сценарным анализом Э.Берна. Вначале, при чтении книг Берна казалось все путанным и непонятным. Однако, когда все мысли встали на свои места, понял, что это очень ценные сведения. На мой взгляд, это вообще очень сильная и эффективная терапия. Поэтому хочется в рамках данной темы услышать различные мнения по поводу данной теории, а также узнать результаты терапии, если имеются те, кто применял это метод. Буду очень рад поучаствовать в дискуссии, обсудить те, или иные стороны данной теории.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Веда
Начинающий
Сообщения: 23
Регистрация: 16.10.2005
Откуда: г. Москва
СообщениеДобавлено: Ср Ноя 23, 2005 19:12 Ответить с цитатой

Применяла методы Берна в работе с некоторыми клиентами - очень хорошие результаты. Просто у нее как и у любой методики есть свои границы применения. Если работать в их рамках, то результаты будут положительные.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николай...
Пользователь
Сообщения: 73
Регистрация: 06.01.2005
Откуда: Калужская область
СообщениеДобавлено: Пт Ноя 25, 2005 00:09 Ответить с цитатой

Я лично вынес из данной теории следующую мораль. Касается она как «Родителей», так и «Детей». Слова эти помещены в кавычки, так как не соотносятся с общепринятыми категориями. Под категорию «Дети» попадают все, так как у всех нас есть родители, люди, которые занимались нашим воспитанием. Что касается «Родителей», это также относится ко всех, так как если даже сейчас мы и не являемся фактическими родителями, то с большой вероятностью когда-нибудь все-таки ими станем.
Для «Родителей»:
Пришло время осознать свою ответственность за будущее детей, за будущие их успехи и неудачи. Осознать то, что какими будут Ваши дети завтра, зависит во многом от того, как Вы будем строить с ними отношения сейчас.
Для «Детей»:
Остановитесь и задумайтесь, почему Вы именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте? Почему Вы такие, какие есть? Каким Вы хотите видеть свое будущее, и Ваш ли это выбор, или это выбор кого-то другого? Друзья, задумайтесь ведь это наша жизнь, которая у нас одна. Если мы проживем ее не так как хотим этого сами, другого шанса уже не будет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Русалочка
Пользователь
Сообщения: 3185
Регистрация: 09.12.2004
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 26, 2005 15:15 Ответить с цитатой

Николай, а в каком городе Калужской области ты живешь?
Просто интересно . Я сама родом оттуда.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
malder2
Пользователь
Сообщения: 31
Регистрация: 02.04.2005
Откуда: Крым, Ялта
СообщениеДобавлено: Пт Дек 02, 2005 10:34 Ответить с цитатой

Я провожу тренинги личностного роста, бизнес тренинги, тренинги делового общения с применением концепции Эрика Берна. За основу я беру его положения о сценариях победителя, неудачника и непобедителя, ролях Преследователя, Спасителя и Жертвы. Человек проигрывает сценарий неудачника, потому, что не правильно выбирает стратегии повдения в обществе. Тот кто проигрывает роли Преследователя, жертвы и Спасителя - он играет в психологические игры, на психологическом уровне страдает, и проигрывает сценарий неудачника (это относится к людям выбирающим эти стратегии постоянно или в основном).
На тренинге я выявляю людей, которые используют психологические игры с помощью жестких игр (подводная лодка, Землян-Инопланетяне, Эл.стул, Альпинисты и пр.). Объясняю, что есть более здоровые способы достижения целей (взрослый-взрослый) и формирую навыки уверенного повдения, эффективного общения на этом уровне.
Таким образом после тренинга человек видит когда с ним играют, таким образом он либо отказывается от игры или играет осознанно (манипулируя другим) либо переводит партнера на взрослый уровень.
Все эти стратегии мы изучаем и отрабатываем.
Результаты впечатляют, достигать целей тренинга с помощью этой концепции очень легко и эффективно
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николай...
Пользователь
Сообщения: 73
Регистрация: 06.01.2005
Откуда: Калужская область
СообщениеДобавлено: Вс Дек 04, 2005 11:40 Ответить с цитатой

В свете всего сказанного и несказанного у меня возникли вот какие мысли:
Во-первых, как только я глубже познакомился с Трансактным анализ (ТА), то сразу же обнаружил много общего с Гештальт-терапией (ГТ). Вот один из примеров: опора на принцип «здесь и сейчас» при взаимодействии со средой, а также стремление исключить влияние различных архаических моментов из прошлого. При всем при этом ТА предлагает нам совершенно новый категориальный аппарат, которые открывает перед нами новые возможности, для обнаружения и описания внутриличностных конфликтов.
Во-вторых, на мой взгляд, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, книги Берна являются одними из самых доступных (особенно «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры») и известных даже обывателю. Придя в книжный магазин, мы легко обнаружим их в разделе так называемой «Попсы». Хотя заметьте, что сам Э.Берн называл, например, «Люди, которые играют в игры» продвинутым учебником психоанализа. С другой стороны, несмотря на это, минимум кто строит свою психотерапевтическую работу, исходя из ТА. Как правило, большинство известных мне терапевтов ограничиваются общими представлениями об структуре личности, играх и сценариях (ограничивают здесь ключевое слово).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
malder2
Пользователь
Сообщения: 31
Регистрация: 02.04.2005
Откуда: Крым, Ялта
СообщениеДобавлено: Пн Дек 05, 2005 23:44 Ответить с цитатой

Каждый работает так, как ему удобно, применяет такие методы работы, которые дают результат. Я считаю, что Берн удобен для интерпретации с клиентом, удобен в психокорекционных играх. Хотя понимаю, что не все так считают.
Каждый кулик хвалит свое болото.
Мне было бы очень интересно, чтобы вы поделились своим опытом использования данной теории
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николай...
Пользователь
Сообщения: 73
Регистрация: 06.01.2005
Откуда: Калужская область
СообщениеДобавлено: Сб Дек 10, 2005 22:37 Ответить с цитатой

Адресуется malder2

На данный момент мне говорить о каких-то результатах пока рано. Сейчас я в основном занимаюсь осмыслением данной теории, а также сбором инструментария, то есть техник. В этом смысле мне кажутся очень ценными Ваши слова, по поводу Взрослого подхода к решению проблем, а также расширения свободы выбора, так как, осознавая игру, мы тем самым можем выбирать: играть или не играть.
Также я, конечно же, применял данный подход при самоанализе, что позволило мне лучше понять себя, перейдя на новый уровень осознания, а также существенно расширить рамки своего личностного пространства.
Полученными благодаря Транзактному анализу знаниями обязательно воспользуюсь, как только появится собственная индивидуальная практика. Так как считаю, об этом я уже упоминал, данный подход достаточно перспективным.

malder2 У меня возник один вопрос, расскажите пожалуйста поподробнее, если это возможно, об упомянутых играх (подводная лодка, Землян-Инопланетяне, Эл.стул, Альпинисты и пр.).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
malder2
Пользователь
Сообщения: 31
Регистрация: 02.04.2005
Откуда: Крым, Ялта
СообщениеДобавлено: Ср Дек 14, 2005 20:47 Ответить с цитатой

Цитата:

malder2 У меня возник один вопрос, расскажите пожалуйста поподробнее, если это возможно, об упомянутых играх (подводная лодка, Землян-Инопланетяне, Эл.стул, Альпинисты и пр.).

Например подводная лодка. Его можно использовать для различных целей, в разных концептуальных подходах. Если ее проводить в рамках концепции Э.Берна, то целью этой игры является выявление бессознательных (сценариев, сформированных в детстве) или сознательных прявлений личности в экстремальной игровой ситуации.
Получается, что в жизни достигают успеха меньшинство. Все хотят достись успеха, говорят об этом, но или не делают или делают но очень странными путями (долгими). В этой игре также как и в жизни выходят лишь некоторые и то не всегда. Часто даже вообще не пытаются что либо сделать для выживания. Чаще всего прикрываясь различными психологическими защитами (оправдываниями). Но в жизни существует конкуренция и с помощью этой игры я это показываю. Т.е. я показываю что есть сценарии победителя, неудачника и непобедителя. Ни в коей мере я не называю тех кто выжил в этой игре победителями , а кто проиграл неудачниками. Но при обсуждении каждый говорит о своем сценарии сам. и многие сами назыают свои сценарии. В этой игре отлично видно сценарии преследователя, спасителя и жертвы. А это невротические сценарии, не ведущие к личностному росту. В общем провожу этоу игру 30-45 мин. А обсуждаю 1-1,5 часа. Эта игра является ключевой в тренинге, она подталкивает в дальнейшем к активности.
На тренинг приходят обычно люди либо не увереные и желающие чтобы их поддтолкнули либо наоборот самоувереные. И я провожу игры радикальные одни подталкивающие к чрезмерной активности уверенности в жизни, а другие наоборот к решению проблем с помощью взрослого по Берну. Таким образом те кто были неувереные становятся увереннее, а кто был агрессивен становятся спокойнее.

Игра «Подводная лодка»

Цель: Задуматься над ценностью своей жизни, над способностью быть успешным или неуспешным в ней, .над своим сценарием.
Ход выполнения:
1. Инструкция: Вы путешествуете все вместе с группой на подводной лодке в Тихом океане. У каждого из вас есть пистолет и много патронов к нему. Неожиданно лодка терпит аварию и ложится на дно океана на глубине 100 м. Воздуха на лодке остается на 15 мин (или по желанию ведущего). Выбраться на поверхность можно только с помощью глубоководных спасательных костюмов которых имеется … шт. (ведущий сам говорит сколько костюмов имеется  обычно 25-30% от количества участников). Никакими другими способами выбраться с подводной лодки невозможно, т.е. может спастись …. человек. Оставшиеся через 15 мин погибнут и никакое техническое решение не может продлить существование оставшегося экипажа. Вы передали сигналы SOS, но помощь может подойти только через 30 мин. У вас есть только два выхода либо спастись с помощью глубоководных водолазных костюмов, либо вы умираете. Время пошло. Дальнейшие функции ведущего это наблюдение за поведением участников. Если некоторые участники пытаются найти нестандартное решение для выживания, вы вмешиваетесь и напоминаете условия игры.
2. Наблюдение ведущего за ходом игры. Обычно игра воспринимается не всерьез, присутствуют шутки, бравые высказывания, кто-то отдает свою жизнь и т.д. чтобы игра состоялась необходимо на этом этапе мастерство ведущего. Для этого необходимо придать игре серьезный оттенок, чтобы каждый задумался над данной ситуацией Этому может способствовать так называемые «вставки ведущего», которые вставляются лишь при необходимости, в зависимости от ситуации. Возможные вставки ведущего:
1. «Ваши родные и близкие получили сообщение об аварии. Они направляются на одном из спасательных судов на место аварии. Каждый из них знает, что спастись могут лишь некоторые и конечно каждый из родителей хочет чтобы спасся именно его ребенок. Представьте состояние родителей, близких. Некоторые из вас никогда больше их не увидят. Мысленно поговорите с ними»
2. Если вышло больше человек, чем положено, то можно воспользоваться такой вставкой: «На лодке остаются ваши товарищи, друзья. Посмотрите на них в последний раз. Можете попрощаться с ними. Подумайте о том, как вы скоро встретитесь с их родителями, как вы будете смотреть в их глаза, что вы им будете говорить»
3. Если вышло недостаточно человек воспользуйтесь следующей вставкой: «Посмотрите на тех, кто сейчас спасется. Им предстоит сделать в жизни много интересного  любить и быть любимыми, родить детей, воспитать внуков, достигнуть в профессиональной карьере определенных высот. Их ждет много как радостных так и не очень дней. Но они останутся жить».
4. Примерно за 2 минуты ведущий просит тех, кто остался на лодке закрыть глаза и мысленно попрощаться с близкими и родными. Другой вариант за 5 минут до окончания, тем кто остался предлагается написать последнее, прощальное письмо домой.
Когда закончилось время ведущий рассказывает о победителях, неудачниках и непобедителях из книги «Игры, в которые играют люди» «Люди в которые играют люди» Эрика Берна, делая акцент на то, что в этой игре нет победителей и неудачников. Здесь каждый сам определяет для себя свой сценарий, кем он является в жизни. Но каждый участник должен понимать, что для достижения любого успеха в жизни необходимо бороться за свой успех. Если человек в ситуации выбора отдает сам возможность достижения успеха другому, то над этим стоит задуматься. В этой игре вопрос о том как человек добивается успеха в жизни второстепенный. Этот моральный аспект тоже необходимо обсудить с группой и подвести участников тренинга к тому, что лучше достигать успеха хорошими, социально одобряемыми способами.
Это достаточно жесткий тренинг и его применение должно быть осторожным. Главная цель тренинга  обсуждение, желательно с каждым участником. Эффективность зависит от мастерства ведущего его умения удерживать нейтральную позицию и вовлечения каждого участника в обсуждение.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское