Автор |
Сообщение |
Дианa1Пользователь
Сообщения: 3443 Регистрация: 19.04.2006 Откуда: Калининград
|
|
Добавлено: Чт Июн 08, 2006 19:22 |
|
|
Дудя, ахха ... "обезьянам" всё всё равно......
|
|
|
|
|
 |
SivillaПользователь
Сообщения: 356 Регистрация: 01.02.2006
|
|
Добавлено: Чт Июн 08, 2006 19:38 |
|
|
Вечный Странник писал(а): |
Этот дух, с помощью которого некоторые пишут до сих пор, называется опиум. |
Моя семья никогда не была особо религиозной: в церковь мы не ходили – так только, иногда заглядывали мимоходом, случайно. Окунуться в теплый, воском и ладаном пахнущий мирок, походить под темными золотыми сводами, поставить свечку... Не более того. Но всё, что связано с Православием – Рождество и Пасху; книжки отца Александра Меня, которые мы с мамой читали; отрывные церковные календарики – мы принимали радостно. В доме, сколько себя помню, была Библия – в основном, конечно, издания всяких заезжих проповедников, которых в 90-е годы было особенно много. Какое-то внутреннее ощущение Бога всегда присутствовало в моем детстве, оно было совершенно естественным, как будто заложенным изначально. Благодаря совсем ненавязчивому маминому “воспитанию” я всегда знала, что человека сотворил Господь, что Христос умер за людей на кресте и воскрес, что после смерти люди попадают в рай.
Но это был взгляд со стороны, пусть даже доброжелательный: он никогда не позволял мне подойти к Православию поближе. Это я поняла, когда стала старше. В храме было неловко и непривычно, как в гостях у незнакомых людей. Сама церковная служба казалась красивой, но непонятной и мало применимой к моей жизни. Да, становилось светло на душе, хотелось почему-то плакать, но... В храм я не возвращалась: была там чужая, верующие казались мне людьми иного, совсем не моего, склада.
Когда мне исполнилось тринадцать лет, мы вместе с мамой приняли Крещение. Помню, был пасмурный, дождливый день, а ехать надо было далеко: монастырь находился в деревне за городом. Само таинство я помню очень четко: храм был абсолютно пустым, кроме нас – никого; мы держали в руках свечки, ходили гуськом вокруг купели, а под конец батюшка помазал нас вкусно пахнущим елеем. И когда мы вышли на улицу, прямо с порога нас ослепило яркое закатное солнце.
Но я не воцерковилась после крещения. Я продолжала считать, что Церковь – сама по себе, я – сама по себе, и вряд ли вера способна изменить что-то в моем мире. Нет, я никогда не считала себя совершенной, напротив, сознание собственной греховности приводило меня в глухое отчаяние. Это было что угодно: тоска, самокопание, уныние, но никогда не молитва. В радости я тем более не молилась, хотя чувство спонтанной благодарности Богу и охватывало меня в такие минуты.
И на каком-то этапе что-то во мне сломалось. То ли сыграл роль пресловутый переходный возраст, а может, мне просто захотелось наконец почувствовать твердую почву под ногами. Я стала считать себя атеисткой. Сейчас я понимаю, что это был самый легкий путь: я просто отсекла всякие сомнения, решив раз и навсегда, что религия – выдумка, прекрасный сон человечества. Было приятно сознавать собственную независимость от народа, для которого, собственно, и был придуман этот опиум. Я убедила себя, что христианство – удел слабых, что всякий бунт, все проявления индивидуальности оно заковывает в догмы и запреты.
Я слушала музыкальные группы, которые пели о лживости и лицемерии верующих и эпатировали христианскую общественность откровенным глумлением над религией. Я читала тома Ницше, и, не понимая половину написанного, принимала в себя его антихристианский пафос. Я даже завела дружбу по переписке, в которой письмо за письмом со знанием дела рассуждала о ничтожности мира, верящего в сладкие сказки о рае, и, конечно же, получала горячую поддержку из разных уголков страны.
Причем всё мое негодование обрушивалось не на русское Православие, а на христианство в целом: почему-то я разделяла их. Христианство “вообще” было легче рассматривать как нечто абстрактное, как “голую” идею. Наверно, так мне было удобнее хулить Бога и не смотреть Ему в глаза. Трогать свое, русское, родное всё-таки казалось кощунством.
А потом я влюбилась. Мне было шестнадцать лет, когда на концерте того самого злобного ненавистника христианства я познакомилась с мальчиком, моим ровесником. И вдруг поняла, что до этого момента существовала только наполовину, как в тяжелой дрёме, когда вроде и не спишь по-настоящему, но и не бодрствуешь. Я словно широко открыла глаза и наконец увидела: его руку в своей руке; небо, такое огромное и близкое; мир вокруг, который можно ловить ртом, смеясь и захлёбываясь.
Эта радость была настолько большой, внезапной и незаслуженной, что я не могла уже считать её только своей. Моё сердце еле вмещало эту любовь, и я нечаянно, даже толком не отдавая себе отчета в том, что делаю, стала благодарить Бога. И все атеистические философские измышления рухнули, как карточный домик. “Умные” слова, которые я нагромоздила над своим неверием, стали казаться пустыми и никчемными. Я увидела Божье присутствие – здесь, в моей жизни, и поверила.
Вот только мальчик так и не полюбил меня в ответ. Не потому, что “не оценил” или “проворонил свое счастье” – просто я была ему только другом. Тогда, чтобы не отчаяться, я стала молиться. Пусть неумело, но горячо и искренне, как только могла. Наверно, это был плач, одна сплошная просьба... но даже в эти минуты я благодарила Бога за то, что умею любить, пусть даже так безответно и несчастно. Я поняла, что в мире есть нечто, над чем мы не властны. Любовь не берется силой, не “завоевывается”, а даруется Богом. Я могу только гадать, зачем Господь дал мне это чувство, и почему оно долгие пять лет не отпускало меня, но я вижу: любовь изменила меня, перевернула что-то в душе, в самом ее устройстве. Мне кажется, чем сильнее любишь, тем тоньше перегородка между сердцем и Богом, тем глубже и искреннее ты можешь поверить.
С тем парнишкой мы до сих видимся на концертах, но теперь это совсем другая музыка – “Алиса”, пожалуй, одна из немногих рок-групп Бронзового века русской поэзии, “времени колокольчиков”, которая и сегодня не растратила своего огня и таланта. Константин Кинчев, лидер “Алисы”, принял Православную веру, но тексты его песен не стали приторно-назидательными – наоборот, стали ярче и пронзительнее. Кстати, именно благодаря ему я узнала о существовании еще одного замечательного человека – отца Андрея Кураева. Каждую пятницу, учась на первом и втором курсах университета, я ехала через пол-Москвы, чтобы послушать его лекции на философском факультете МГУ. Они открыли мне, как интересно и красиво может быть богословие, помогли принять Христа не только сердцем, но и разумом. Встретив этих людей, я на своем опыте поняла, что судьба – вовсе не цепь случайностей и нелепых совпадений. У Бога действительно есть замысел о каждом из нас, и нет большего удивления, чем снова и снова открывать для себя, как чутко и бережно Он направляет нас в нужную сторону, всегда оставляя нам свободу выбирать.
Я начала ходить в храм, исповедоваться и причащаться: редко, нерегулярно, но с новым, особенным чувством. Мне и сейчас очень непросто воцерковляться – наверное, так, как непросто бывает вчерашнему жителю мегаполиса дышать горным воздухом. Часто я стою в храме и не могу поднять глаз на иконы из-за жгучего стыда... не за какой-то конкретный грех, а просто потому, что я такая и никак не могу, не хочу сделать себя лучше. Но даже в такие моменты я нахожу утешение – именно здесь, в храме, где все прозрачно и чисто, где я яснее всего вижу свою боль. Теперь я знаю, у Кого искать поддержку, Кого просить об избавлении от уныния – моего самого живучего, самого “привычного” греха.
Больше всего на свете я боюсь не оправдать Его надежду на меня, Его веру в меня, потому все время прошу у Бога умения радоваться по-настоящему – по-христиански – каждому дню с его солнцем и тучами, каждому человеку на моем пути, каждой трудной, высокой ступеньке. Я продолжаю искать, падаю, разбиваю коленки в кровь, но почему-то точно и ясно знаю, что человека сотворил Господь, что Христос умер за людей на кресте и воскрес, что после смерти люди попадают в рай. Так, словно никогда и не забывала это, будто наконец вернулась домой.
Надежда, 21 год.
http://www.foma.ru/index.php?issue=1§ion=23&article=1734
|
|
|
|
|
 |
Вечный СтранникПользователь
Сообщения: 1931 Регистрация: 23.10.2005 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Чт Июн 08, 2006 19:51 |
|
|
Цветок классный, а по расскраске Мойша специалист.
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пт Июн 09, 2006 23:46 |
|
|
Надежда,
Ваш рассказ может быть интересен романтикам, поэтам, но не философам.
Дело в том, что философам поэты неинтересны в принципе, и вот почему.
Поэты опираются на чувства, и их произведения всегда обращены к чувствам читателей. Вот и Ваш рассказ из этой серии.
А философы стараются подавить в себе чувства и пытаются опираться на разум и здравый смысл.
Вы вот хвалите Кураева. А я пытался высказать свою точку зрения на форуме Кураева, - так меня сразу же отсекли, и теперь доступ на форум мне закрыт. О чём это говорит? О том, что религиозная вера - это слабая вера - она боится разума и здравого смысла, и отгораживается от него.
Советую почитать мою работу, которая расположена на странице:
http://www.abulatov1.narod.ru/buda/ruchkin.htm.
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пт Июн 09, 2006 23:56 |
|
|
А цветок на фотографии напоминает женские гениталии. Кроме философа и психолога, во мне ещё самец сидит, это он подметил.
|
|
|
|
|
 |
Дианa1Пользователь
Сообщения: 3443 Регистрация: 19.04.2006 Откуда: Калининград
|
|
Добавлено: Сб Июн 10, 2006 20:46 |
|
|
Сергей Ручкин, про самца это нормально.
А вот с философами, вы куда то не в ту сторону .....
философ не подавляет чувства, он, нормальный здоровый (в плане здоровья) "пофигист" в этом плане, а, вот в плане объективности - дока, для него чувства не закрывают реальность, потому, как ... Истина ему дороже......
Глупый удивляется тому что происходит, а, мудрый (философ) удивился бы, если бы было иначе ....
|
|
|
|
|
 |
сКОТинаПользователь
Сообщения: 286 Регистрация: 12.05.2006 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Вс Июн 11, 2006 00:05 |
|
|
Сергей Ручкин писал(а): |
Надежда,
Ваш рассказ может быть интересен романтикам, поэтам, но не философам.
Дело в том, что философам поэты неинтересны в принципе, и вот почему.
Поэты опираются на чувства, и их произведения всегда обращены к чувствам читателей. Вот и Ваш рассказ из этой серии.
А философы стараются подавить в себе чувства и пытаются опираться на разум и здравый смысл.
Вы вот хвалите Кураева. А я пытался высказать свою точку зрения на форуме Кураева, - так меня сразу же отсекли, и теперь доступ на форум мне закрыт. О чём это говорит? О том, что религиозная вера - это слабая вера - она боится разума и здравого смысла, и отгораживается от него.
Советую почитать мою работу, которая расположена на странице:
http://www.abulatov1.narod.ru/buda/ruchkin.htm. |
засунь свою работу себе промеж булок и отстань от девчонки, ган..он штопаный!
Сергей Ручкин писал(а): |
А цветок на фотографии напоминает женские гениталии. Кроме философа и психолога, во мне ещё самец сидит, это он подметил. |
скорее он тебе напоминает твою руку (иди ручку), пи..р потыканый.
Sivilla писал(а): |
Моя семья никогда не была особо религиозной: в церковь мы не ходили – так только, иногда заглядывали мимоходом, случайно...
...
...Я продолжаю искать, падаю, разбиваю коленки в кровь, но почему-то точно и ясно знаю, что человека сотворил Господь, что Христос умер за людей на кресте и воскрес, что после смерти люди попадают в рай. Так, словно никогда и не забывала это, будто наконец вернулась домой |
Дааа.....
встряла ты....
ну скажи мне а зачем ваще нужен твой бог, чем он тебе поможет?
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Вс Июн 11, 2006 05:59 |
|
|
сКОТина писал(а): |
засунь свою работу себе промеж булок и отстань от девчонки, ган..он штопаный!
|
Сергей Ручкин, сохраняйте стойкость духа, вспомните свою службу сержантом в правохранительных органах в весьма криминогенном округе Москвы.
Скотина, она и в Африке скотина. Метать бисер души перед такими личностями не стоит. Их нужно с любовью, уверенно мордой в говно - после этого они поймут истинные ценности жизни.
Диана писал(а): |
философ не подавляет чувства, он, нормальный здоровый (в плане здоровья) "пофигист" в этом плане, а, вот в плане объективности - дока, для него чувства не закрывают реальность, потому, как ... Истина ему дороже......
|
Истина не является тождеством объективности, это нечто большее. Истина позволяет объективность преобразовывать в новое бытие, а здесь без управления сильными чувствами никак нельзя, эти чувства дают энергию для жизнедеятельности.
|
|
|
|
|
 |
SivillaПользователь
Сообщения: 356 Регистрация: 01.02.2006
|
|
Добавлено: Вс Июн 11, 2006 22:50 |
|
|
сКОТина писал(а): |
Дааа.....
встряла ты....
ну скажи мне а зачем ваще нужен твой бог, чем он тебе поможет? |
Помогает мне всем, но не это главное.
Ну наверное если в простых словах, я подругому не могу люблю я Его и служение Ему приносит мне счастье.
Зачем Он нужен ну для меня это безумный вопрос, потому что Он смысл и точка опоры моей жизни.
|
|
|
|
|
 |
сКОТинаПользователь
Сообщения: 286 Регистрация: 12.05.2006 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Вс Июн 11, 2006 23:17 |
|
|
...
бога или Его любишь?
смысл и точка опоры?, моя точка опоры(а точнее разрешение на преступление всяких заповедей) - то что за котом и бутылкой
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 05:16 |
|
|
сКОТина писал(а): |
...
бога или Его любишь?
смысл и точка опоры?, моя точка опоры(а точнее разрешение на преступление всяких заповедей) - то что за котом и бутылкой |
За такую точку опоры по морде бьют или в тюрьму садят.
В заповедях основа нравственности. Возможно, заповеди не совершенны, но это не означает, что их можно легкомысленно нарушать.
|
|
|
|
|
 |
SivillaПользователь
Сообщения: 356 Регистрация: 01.02.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 07:49 |
|
|
сКОТина писал(а): |
...
бога или Его любишь?
смысл и точка опоры?, моя точка опоры(а точнее разрешение на преступление всяких заповедей) - то что за котом и бутылкой |
Я о Боге говорю.
Если нет в сердце любви к Богу, то и соблюдение заповедей не имеет первоначального смысла, закон соблюдаеться из любви к Богу. Но полюбить Бога для многих не легко для этого себя смирить надо, гордыню свою. для начала.
|
|
|
|
|
 |
seidaПользователь
Сообщения: 1334 Регистрация: 20.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 08:29 |
|
|
Я знаю одну лгенду, которую как бы противопоставляют учению христа.
Ну, был такой юный бог, подобный солнцу. Принес себя в жертву людям с радостью и без стонов и страдальческих мин, и его никто не заставлял. Его жертва принесла людям спасение, и ему все были благодарны соврешенно искренне и с уважением, хотя ниче такого не требовалось там по идее. А насчет испытывал ли он страдания не знаю, этож языческий бог и все такое.
|
|
|
|
|
 |
SivillaПользователь
Сообщения: 356 Регистрация: 01.02.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 08:53 |
|
|
Да я слышала о этой легенде, только это не противопоставление, а шарж на жертву Христа.
|
|
|
|
|
 |
seidaПользователь
Сообщения: 1334 Регистрация: 20.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 09:04 |
|
|
Да много ты вааще понимаешь
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 11:02 |
|
|
[quote="Aндрей Булатов"]
сКОТина писал(а): |
засунь свою работу себе промеж булок и отстань от девчонки, ган..он штопаный!
|
Сергей Ручкин, сохраняйте стойкость духа,
Скотина, она и в Африке скотина. Метать бисер души перед такими личностями не стоит. Их нужно с любовью, уверенно мордой в говно - после этого они поймут истинные ценности жизни.
Андрей, не нужно за меня волноваться. Я спокоен, как удав.
Эта сКОТина из породы неудачников. Неудачник не имеет никаких способностей и талантов, но хочет, чтобы на него обратили внимание. Для этого он находит самый лёгкий путь - унижает другого. И этим убивает двух зайцев: обращает на себя внимание и возвышает себя в своих глазах. Но мы то знаем слова Христа:"...кто возвышает себя, тот унижен будет..." Когда-нибудь эта сКОТина нарвётся на "ВОЛКА", который отгрызёт ей что-нибудь.
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 11:28 |
|
|
[quote="Дианa"]Сергей Ручкин, про самца это нормально.
А вот с философами, вы куда то не в ту сторону .....
философ не подавляет чувства, он, нормальный здоровый (в плане здоровья) "пофигист" в этом плане, а, вот в плане объективности - дока, для него чувства не закрывают реальность, потому, как ... Истина ему дороже......
Диана,
Есть такое выражение "владеть собой". Владеть собой - значит подавлять в себе нахлынувшие чувства и принимать решения на "холодную" голову.
Вы не правы, когда говорите, что чувства не закрывают реальность. Закрывают!!! Любящий человек видит в объекте своей любви только достоинства и не замечает недостатков. Где же тут реальность? Человек, под действием чувств, совершает какой-нибудь необдуманный поступок, а потом, остынув, жалеет о нём.
Поэтому вначале нужно подавить в себе чувства, остыть, и только после этого, на "холодную" голову, принимать обдуманное решение, - так должен поступать человек, если хочет быть мудрецом. Истина (реальность) видна тогда, когда мудрец подавил в себе все чувства.
Это не значит, что у мудреца нет чувств. Они есть, но он подчиняет свои чувства разуму. Подчиняет - значит подавляет.
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 12:02 |
|
|
Цитата: |
Если нет в сердце любви к Богу, то и соблюдение заповедей не имеет первоначального смысла, закон соблюдаеться из любви к Богу. Но полюбить Бога для многих не легко для этого себя смирить надо, гордыню свою. для начала.
|
Sivilla,
вот Вы говорите:"люблю Бога". А знаете ли Вы, что можно 1000.... раз сказать "люблю", и при этом не любить. В Библии есть такая фраза:"...кто не любит, тот не познал Бога..." Вы познали Бога? Вы познали истину? Вы можете ответить на вопрос "что есть Бог?"
Любить Бога - значит понимать Бога. А чтобы понять Бога, нужно понять учение Христа. А чтобы понять учение Христа, нужно понять ту истину, на которую опирается это учение. И только поняв и познав истину, человек познаёт Бога и обретает любовь к нему.
Вы говорите, что закон соблюдается из любви к Богу. А что, среди атеистов нет людей, которые соблюдают закон??? Разве среди атеистов меньше высоконравственных людей, чем среди религиозных??? Разве религиозная вера приводит человека к нравственности? Оглянитесь вокруг - общество стало более религиозным, но разве от этого нравственность в обществе повысилась?
Во времена Советского Союза, когда в обществе доминировал атеизм, люди были более нравственными, чем сейчас.
|
|
|
|
|
 |
дудяПользователь
Сообщения: 1101 Регистрация: 26.03.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 12:13 |
|
|
Цитата: |
человек видит в объекте своей любви только достоинства и не замечает недостатков. Где же тут реальность?
|
Любой человек в любом объекте видит только часть и не видит остального. Это и есть реальность.
|
|
|
|
|
 |
дудяПользователь
Сообщения: 1101 Регистрация: 26.03.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 12:21 |
|
|
Цитата: |
вначале нужно подавить в себе чувства, остыть, и только после этого, на "холодную" голову, принимать обдуманное решение, - так должен поступать человек, если хочет быть мудрецом.
|
мудрецы мало и редко греюца. К сожалению бывает моюца тоже редко.
Цитата: |
Это не значит, что у мудреца нет чувств. Они есть, но он подчиняет свои чувства разуму. Подчиняет - значит подавляет.
|
Фигня. Не надо мудрецу ничего подавлять, это ламерство. У мудреца разум - это такое чувство, а чувства часть разума. И нет чувства против разума, как и разума против чувств. По себе знаю.
|
|
|
|
|
 |
Сергей РучкинПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 16:58 |
|
|
Цитата: |
Любой человек в любом объекте видит только часть и не видит остального.
|
Каждый смотрит по-разному. Кто-то видит часть, а кто-то и целое.
|
|
|
|
|
 |
дудяПользователь
Сообщения: 1101 Регистрация: 26.03.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 18:26 |
|
|
Это хто там видит целое? назовите хоть одного.
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 18:41 |
|
|
дудя писал(а): |
Это хто там видит целое? назовите хоть одного. |
Человек вообще видит только своё сознание, а идентичность сознания с бытием проверяется на подсознательном уровне.
И это сознание исходно охватывает суть, целое....
|
|
|
|
|
 |
дудяПользователь
Сообщения: 1101 Регистрация: 26.03.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 19:43 |
|
|
И что ж это так долго сознание не охватывало сути целого, что например земля круглая? хоть и топтало её тыщи лет ногами толп.
|
|
|
|
|
 |
SivillaПользователь
Сообщения: 356 Регистрация: 01.02.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 12, 2006 20:07 |
|
|
[quote="Сергей Ручкин"]
СПАСИТЕЛЬ БЕЗНАДЕЖНЫХ
или можно ли быть хорошим и не спастись
17.05.06 // Разговор начистоту
Хорошие люди – спасаются. Плохие, соответственно – погибают. Такое понимание спасения – не редкость в современном мире. Все тут, вроде бы, ясно, логично и не нуждается в пояснениях. Но давайте попытаемся разобраться: а кто же такой этот самый – хороший человек? По каким признакам можно определить, что вот этот человек – хороший, и достоин спасения, а вон тот – так себе человечишко и спасения не заслуживает?
Но если мы обратимся к христианской этике, мы увидим еще более загадочную картину. Дело в том, что в христианстве вообще нет понятия “хороший человек”. Ни в одной из двадцати семи книг Нового Завета это словосочетание не встречается ни разу. В христианстве человек не отождествляется со своими качествами и поступками. Иначе говоря, поступающий плохо не назван в Евангелии – плохим. Равно как и совершающий хорошие дела не определяется как – хороший. Более того, у христиан есть строгий запрет на определения подобного рода. Господь говорит: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете”. Поэтому очевидно, что критерии спасения следует искать там, где не происходит деления людей на плохих и хороших.
Разбойники, мытари и блудницы
В “Записных книжках” И. Ильфа и Е. Петрова есть замечательный по своей нелепости лозунг, подсмотренный ими на спасательной станции одного из одесских пляжей. Лозунг гласил: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Абсурдность подобного метода спасения на водах очевидна. Ведь утопающий – это тот, кто действительно нуждается в спасении, кто погибает и помочь себе уже не в состоянии. А если у купающегося человека на воде возникли какие-то проблемы, но он в состоянии справиться с ними без посторонней помощи, то вряд ли можно назвать его – утопающим.
Рассмотрев христианское учение о Спасении, мы обнаружим тот же принцип: спасти можно только погибающего. На протяжении всего Евангельского повествования Христос постоянно общается с людьми, которых вряд ли можно назвать – хорошими. Мытари, блудницы, законченные грешники приходили к Нему в надежде на прощение своих грехов. И никто из них не был Им осужден или отвергнут. Более того: первым человеком, вошедшим в Царствие Небесное, стал… уголовный преступник, разбойник, распятый рядом с Христом на Голгофе. Вот как говорит об этом Евангелие: “Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. …Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”.
Но кого же тогда осуждает Христос? Как ни странно – тех, кого их соплеменники считали безусловно хорошими людьми, и даже – праведниками: фарисеев, книжников и старейшин Иудейских. “…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие”. Кто такие блудницы, сегодняшнему читателю объяснять не надо. А мытарями в Евангелии названы набранные из местного населения сборщики налогов в римскую казну. Пользуясь своим привилегированным положением, они бессовестно обирали земляков, взимая с них много больше положенного. В общем – нечто среднее между проворовавшимися налоговыми инспекторами и полицаями времен Великой Отечественной. И такой вот народ был оценен Христом выше, нежели знатоки и ревнители иудейского Закона!
А причина такой оценки очень проста. Все грешники, приходившие ко Христу просить его о прощении своих грехов, были совершенно уверены, что не имеют никаких заслуг перед Богом. Это были изгои, отверженные своим народом. Все они знали, что ничего, кроме осуждения, ни у людей, ни у Бога не заслужили. Кроме милости Божией, им не на что было рассчитывать. И они получили эту милость. Это, конечно, не значит, будто Христос спасает только преступников и негодяев. Просто опустившийся до дна лучше понимает, что – тонет. А от дна иногда удобнее оттолкнуться.
В одной из книг Библии Бог назван удивительными словами – “Спаситель безнадежных”. В этой фразе очень точно выражена сама сущность христианства. Кого спасает Христос? Тех, кто, оказавшись в безвыходной ситуации, просит Его о помощи, ни на что более не надеясь. Эти погибающие люди и называют себя – христианами. А делить гибнущих на “плохих” и “хороших” не принято даже у спасателей с одесского пляжа. И если хороший человек, не будучи христианином, надеется спастись, этому может быть лишь два объяснения. Либо такой человек не понимает – кто такие христиане, либо – не считает свое положение окончательно безнадежным. Он может надеяться на собственные силы или на помощь кого-то еще, кроме Христа. И это – его законное право. Бог не отнимает у человека свободы выбора. Но всем хорошим (да и плохим тоже) людям нужно ясно понимать масштаб беды, от которой Христос спасает тех, кто согласился назвать Его своим Господом. Потому что Христос спасает Своих людей от смерти.
Свободолюбивый водолаз
Ни один человек не знает своего будущего. Мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется. Вместе с ним меняемся и мы сами. Каждое прожитое мгновение приносит в нашу жизнь новые обстоятельства, заставляющие нас корректировать свои планы даже на самое ближайшее время. Мы можем лишь предполагать с разной степенью уверенности, что с нами произойдет, а чего мы попытаемся избежать. И лишь в одном факте нашей будущей биографии каждый из нас может быть абсолютно уверен. Мы все умрем.
Каждый – в свой срок. Одни – от старости, другие от болезней или несчастных случаев… Но умрем обязательно. Человек боится смерти и не любит о ней думать. Но это не меняет дела. По сути, мы начинаем умирать в момент своего рождения. И каждая секунда приближает нас к концу нашей жизни. Вот тут и возникает вопрос вопросов. Если смерть – полное прекращение бытия человеческой личности, то совершенно непонятно: а зачем все это было нужно? Ну жил человек какое-то время, ну радовался, страдал… Пытался познать мир, себя в этом мире, искал смысл своего существования. А смысл оказался в том, что и сам он, и его дети и дети их детей, все без исключения приговорены к смерти. И остается лишь потратить оставшееся время жизни на получение максимального количества удовольствий. Которые, правда, тоже довольно быстро приедаются. Но это все-таки лучше, чем ничего…
Христианство предлагает совершенно иной взгляд на жизнь и смерть. Человек рождается для того, чтобы жить вечно. Смерть для христиан не конец, а просто переход к другой форме существования. И качество этого существования напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. Иными словами, мы можем использовать свою жизнь как ступеньку к Жизни Вечной. А вот каким образом это происходит, мы можем понять лишь выяснив, что такое смерть и откуда она появилась.
Христианское вероучение утверждает, что Бог не сотворил смерти. С религиозной точки зрения смерть – результат неверно употребленной свободы, которую Бог предоставил первым людям. Человек был создан с очень высоким предназначением – быть наместником Бога на земле. По замыслу Божиему, он должен был царствовать над всем материальным миром, выполняя волю Божию об этом мире. Но человек мог также отказаться от этой миссии и начать жить по своей воле. К сожалению, первые люди избрали второй вариант отношений с Богом. Но ведь человек не имеет в себе источника жизни, поскольку эту жизнь дал ему Бог. Что же происходит с живым существом, оторвавшимся от источника своей жизни? На эту тему в современной православной публицистике есть расхожий аллегорический сюжет.
Предположим, водолаз работает глубоко под водой, на морском дне. Воздух, необходимый для дыхания, поступает к нему с поверхности моря по шлангу. И вдруг водолаз решает, что этот шланг сковывает его свободу передвижения. Чтобы спокойно ходить по дну в любом направлении на большие расстояния, водолаз перерезает шланг… Дальнейшая его судьба – очевидна.
Отпав от Бога, человек начал умирать. Эта смертность перешла по наследству и всем его потомкам. Отпадение от Бога как источника жизни вызвало патологические изменения в духовной и физической природе человека. Он, можно сказать, заразился смертельным заболеванием, которое передается по наследству и, несмотря на все человеческие усилия, неизлечимо.
Но “…невозможное человекам, возможно Богу”. Сам Создатель этого мира пришел к людям, чтобы исцелить больную природу человека и восстановить связь человека с Богом, которую первые люди так неосмотрительно разрушили. Отпадение произошло из-за уклонения человеческой воли ко злу. Следовательно, для того чтобы спастись, человек должен привести свою волю в соответствие с Волей Божией, которая выражена в заповедях. Вот, казалось бы, и ответ на вопрос: можно быть просто хорошим человеком, исполнять заповеди и, тем самым – спастись, не будучи при этом христианином. И здесь мы сталкиваемся еще с одним парадоксом христианства. Дело в том, что важнейшим моментом в вере христиан является их убеждение в полной своей неспособности к исполнению какой-либо Божией заповеди.
Самая страшная болезнь[/b]
Тертуллиан писал, что душа человеческая по самой природе своей христианка. Ведь Бог создал людей по подобию Своему. Поэтому стремление делать добро является естественным свойством и потребностью любого человека, независимо от его религиозных убеждений. Это и есть тот самый нравственный закон в человеке, который так удивлял Иммануила Канта. И людей, стремящихся следовать этому естественному закону добра, очень много. Несмотря на поврежденность Образа Божия, человек бережно хранит в себе искорки природного добра, интуитивно понимая, что это самое ценное его достояние.
Так изможденный долгими странствиями в пустыне путник дорожит флягой с последним запасом воды. Вода эта – мутная и плохо пахнет, но для путника она ценнее всех сокровищ мира. И вдруг за очередным барханом перед ним открывается огромное озеро, наполненное удивительно чистой и свежей водой. И что же делать этому путнику? Он может кинуться к озеру из последних сил, бросая все, что мешает бежать, чтобы быстрее окунуться в спасительные прохладные волны. Но может решить для себя, что вода у него еще осталась, и будет идти вдоль берега, пока не кончится его скудный запас. А потом умрет от жажды, так и не прикоснувшись к прозрачной воде, которая плескалась у самых его ног.
Христос сказал: “Кто жаждет, иди ко мне и пей”. Сказано это о жажде добра, о стремлении к истине, как – к высшему благу. И тем, кто творит добро ради самого добра, Господь обязательно открывает Себя. А вот примет ли человек Христа как своего Спасителя или посчитает для себя достаточным просто следовать Его Заповедям, как еще одному из множества этических учений – это дело личного выбора каждого человека, будь он хороший или плохой. Но когда человек считает Христа – Богом, и все же надеется спастись собственными добродетелями, тогда он и вправду рискует остаться вне спасения, даже если является членом Церкви. Потому что самая страшная болезнь человеческого духа – уверенность в собственном здоровье.
Александр ТКАЧЕНКО
Фото Евгения Глобенко, Павла Кузнецова.
Материал напечатан в "Фоме" №4 за 2006 год.[img][/img]
|
|
|
|
|
 |
|
|