Автор |
Сообщение |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вс Июл 16, 2006 10:45 |
|
|
Сумасшествие... умопомешательство... сумасбродство... безумие... безрассудство...
Действительно ли разнообразные отклоняющиеся состояния человека следует рассматривать как порок его ума, рассудка? Или они в своей основе как-то связаны и с феноменом сознания человека, например, являются фактически результатом его, сознания, (за)предельной индивидуации, "отключения" от коллективной кормушки, от коллективного источника?
Может быть так называемый безумец всего навсего -- "автономец" или даже "автоумец"?
Если, как я предполагаю, однозначного ответа на этот вопрос сразу не найдется, его можно будет развить и в направлении других девиаций, той же преступности, многие образчики которой никоим образом не связаны с ущербностью ума, зато свидетельствуют об явной автономизации сознаний преступников, превращения их "со-знания" в "я-знание"!
+
А если и это направление не окажется тупиковым, боюсь, как бы нам опять не пришлось вернуться к вопросу об эволюционной роли сознания, к "the Conscious Mind", если позволите воспользоваться названием книги D.J. Chalmers...
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Июл 16, 2006 15:14 |
|
|
Цитата: |
не пришлось вернуться к вопросу об эволюционной роли сознания, к "the Conscious Mind",
|
Адада, вот всё это в широком смысле можно считать психологией сумасшествия.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: 60
Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
предмет и структура клинической психологии; история клинической психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии; типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.). 90
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ:
нейропсихологические симптомы; нейропсихологические синдромы; нейропсихологические факторы; клиническая нейропсихологическая диагностика состояний высших психических функций; компьютерные методы нейропсихологической диагностики; корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры головного мозга; подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур мозга; особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением общемозговых факторов, обеспечивающих работу мозга как целого; перспективы развития нейропсихологии. 90
ПАТОПСИХОЛОГИЯ:
предмет патопсихологии; практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии; приемы патопсихологической диагностики; нарушение сознания: патология восприятия; нарушения памяти; мышления; речи, умственной работоспособности; аномалии эмоционально-личностной сферы; значение и перспективы развития патопсихологии. 90
ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ:
психосоматика как область междисциплинарных исследований психосоматической проблемы.
История психосоматики: философские и медицинские предпосылки развития психосоматики. Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Проблема метода исследования. Основные проблемы психологии в психосоматике: роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств; нозогнозия и психосоматические расстройства; проблема внутренней картины болезни; психосоматические расстройства в личностном контексте; проблема психосоматической саморегуляции. Значение психосоматики для общей и клинической психологии. 90
ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
практическое значение проблемы; закономерности психических заболеваний у детей; закономерности нарушения психического развития; психологическое исследование аномального ребенка; коррекционно-педагогическая работа с аномальными детьми; психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте; области применения диагностики аномалий психического развития у детей. 90
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ:
проблемы психотерапии и консультирования в применении к клинической психологии; психотерапия с позиций культурно-исторической концепции Л.С.Выготского; психологическая характеристика участников консультирования и психотерапии; семья как пациент; гуманистическая концепция бытия как ценностное мировоззренческое и психотехническое средство; базисные психотехнические действия; специальные психотехнические действия; эффекты психокоррекционного воздействия и их классификация. 90
БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ:
цели и задачи курса; базовые теоретические ориентации и методы современной психотерапии в клинической психологии; базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы; психотерапия при личностных расстройствах; проблемы эффективности психотерапии; критерии и методы ее оценки, этические основы психотерапии. 90
ПСИХОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВПФ:
проблема восстановления высших психических функций - ВПФ - и реабилитации больных с локальными поражениями мозга; проблемы речи и афазии; проблемы восстановительного обучения: теория, задачи, принципы; методы восстановления речи при поражении передней речевой зоны; человек с афазией и общество; проблемы афазии; основы нейролингвистики. 60
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА:
нейропсихология детского возраста как наука о формировании мозговой организации психических процессов; нейробиологические основы синтеза; три функциональных блока мозга; нейропсихологические закономерности онтогенеза психической деятельности; проблема становления подкорково-корковых функциональных отношений; проблема становления межполушарных функциональных отношений; нейропсихологический подход к типологии онтогенеза; прикладные аспекты нейропсихологической работы в детской популяции. 60
ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ:
тело как предмет психологии; принципы объективного подхода в исследовании телесности; теоретические проблемы психологии телесного восприятия; смысловое опосредствование телесности; общая типология исторических типов идеи телесности; мифология телесности в древности и современности; естественнонаучная интерпретация телесности человека; культурологическая интерпретация телесности человека; культурно-историческая концепция; биоэтика; телесность как предмет современного диалога культур. 60
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:
специфика курса - проблемность, связанная с интегративным характером формирующейся клинической психологии, как синтеза ряда самостоятельных научных дисциплин.
Объект и предмет клинической психологии. Попытки поиска нового значения. Проблема связи адаптационных возможностей и здоровья человека.
Методология разработки общих категорий клинической психологии.
Понятие психической нормы. Аномалии и патология.
Категории психического здоровья: различия и взаимосвязь.
Методологические проблемы психологического воздействия (коррекция и психологическая терапия).
Стратегия развития общей теоретической концепции новой специальности. Междисциплинарный и интегративный характер. Роль клинической психологии в инициации и разработке фундаментальных общепсихологических проблем. 60
ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА:
основные классические и современные психоаналитические концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также диагностика и психотерапия широкого класса так называемых «личностных расстройств». Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуального опыта и психопатологии. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нарциссической», «пограничной» и «психотической» личностной организации. Психодинамическая диагностика и психотерапия личностных расстройств. 60
ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ:
проблема психического здоровья людей с отклоняющимся поведением, их индивидуально-психологические характеристики. Разработка и осуществление эффективной профилактики различных форм дезадаптивного, асоциального поведения. Задачи психологов, работающих в клинике, в сети внебольничной медицинской помощи, в различных социально-психологических службах помощи семье, подросткам. Проблема нормы и патологии в социальных науках, медицине и психологии. История развития концепции отклоняющегося поведения. Основные теоретические подходы и школы. Основные формы отклоняющегося поведения. Социальные и психологические причины отклоняющегося поведения. Методы диагностики психологических особенностей лиц с отклоняющимся поведением. Медико-психологические вопросы профилактики отклоняющегося поведения. 60
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИЙ И АЛКОГОЛИЗМА:
проблемы формирования зависимости от психоактивных веществ, проблемы алкоголизма и наркоманий. Психотерапия, реабилитация и профилактика наркоманий, алкоголизма и других форм зависимости от психоактивных веществ. 60
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ:
. Цели и принципы диагностики. Методология и методы клинико-психологической диагностики в психологии аномального развития. Клиническая беседа, наблюдение, эксперимент. Роль обучающего эксперимента в диагностике аномалий развития. Принципы интерпретации данных, полученных в процессе клинико-психологической диагностики: сочетание качественного и количественного анализа результатов, выделение не только поврежденных, но и сохранных звеньев, учет возраста, образовательного уровня и личностных особенностей детей. Связь диагностики развития с другими практическими задачами клинической психологии. 60
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ:
актуальность практического применения специальных профессиональных психологических познаний. Наиболее известные виды экспертной психологической практики в наше стране: судебно-психологическая экспертиза и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, которые используются как в уголовном, так и в гражданском процессе. Участие экспертов-психологов в проведении военных и трудовых экспертиз. Тенденция привлечения экспертов-психологов к экспертизе крупных социальных проектов. Наиболее часто в этой работе участвуют клинические психологи. В данном курсе рассматриваются общие и частные проблемы психологической экспертизы; основные формы использования специальных познаний в экспертной практике; права и обязанности эксперта-психолога; методы экспертного психологического исследования. 60
НЕВРОЛОГИЯ: 60
ПСИХИАТРИЯ: 60
КЛИНИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ: 60
ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ: 60
УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ: 60
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом). 160
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКУМЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Практикумы проводятся в условиях реальной ситуации, где студенты обучаются решению задач предстоящей им профессиональной деятельности. Практические занятия осуществляются на базе различных учреждений (клиники, медицинских центров, школ, интернатов для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной и лечебной педагогики, в психологических консультациях, в службах кризисных состояний и т.д.), где студенты в процессе реального взаимодействия с людьми, нуждающимися в психологической помощи, овладевают умениями и навыками профессиональной деятельности, овладевают методами и приемами самостоятельной работы. 540
ПРАКТИКУМ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ:
по завершению работы в спецпрактикуме студенты должны уметь:
формулировать задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни),
составлять программу психодиагностического исследования, представить обоснование этой программы,
владеть основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности (не менее 15 методик),
применять методики для патопсихологического обследования больного,
устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики феноменами и интерпретировать полученные данные,
составлять патопсихологическое заключение и данным исследования (с опорой на описание структуры патопсихологического синдрома),
составлять документацию патопсихологического исследования для архива (протоколы исследования, выписки из истории болезни и др.). 90
ПРАКТИКУМ ПО НЕЙРОПСИХОЛОГИИ:
студенты должны овладеть:
умением самостоятельно провести полное нейропсихологическое обследование,
методами исследования произвольных движений и действий, восприятия, памяти, речи, мышления и др. психических функций,
уметь анализировать данные истории болезни, вести клиническую беседу, применять разные тактики нейропсихологического обследования в зависимости от нозологии, тяжести состояния больного, его возраста, образовательного уровня и т.д.
интерпретировать в категориях синдромного анализа выявленные в ходе обследования симптомы,
составить и написать нейропсихологическое заключение по результатам обследования. 90
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ:
специалист должен владеть навыками и приемами: организации психотерапевтического процесса; установления эффективного психологического контакта; использования методов психотерапевтической диагностики и психотерапии для решения разнообразных психотерапевтических задач; самодиагностики и самоисследования; изучения эффективности психотерапевтической работы. 90
ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
по завершении спецпрактикума, специалист должен уметь на основе диагноза разработать общую стратегию и программу коррекционно-развивающего или восстановительного обучения. Должен овладеть приемами организации взаимодействия «психолог-ребенок» (больной с нарушениями ВПФ), которое позволяет при опоре на сильные (сохранные) звенья ВПФ развивать слабые звенья. Должен владеть системой приемов по калибровке заданий по сложности, с тем чтобы гибко вести пациента от совместных развернутых материализованных действий к самостоятельным интериоризованным действиям. Специалист должен уметь отслеживать эффективность обучения, используя для этого текущее наблюдение, частичные и полные повторные исследования. 90
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСОМАТИКЕ:
овладение навыками диагностической и психокоррекционной работы с больными, страдающими соматоформными, психосоматическими и хроническими соматическими заболеваниями. Студенты обучаются проводить клинико-психологическое интервью, диагностику психологических факторов телесных расстройств, составлять программу психокоррекционной работы с пациентами; овладевают навыками психологического консультирования, техниками телесно-ориентированной психотерапии. 90
ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:
по завершении спецпрактикума студенты должны:
овладеть методами клинико-психологического обследования детей с аномалиями развития (основными методиками диагностики нарушений познавательной сферы; эмоционально-волевой сферы и личности - около 15 методик),
овладеть методами диагностики и интерпретации детско-родительских отношений,
самостоятельно разработать стратегию патопсихологического обследования,
провести анализ выявленных расстройств (выявить структуру дефекта),
написать психологическое заключение по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и сохранные звенья),
разработать рекомендации для коррекционной работы с ребенком. 90
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРЕНИНГИ И СУПЕРВИЗИЯ 400
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) 600
Эмоциональные и личностные расстройства в детском возрасте
Детская психиатрия
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению
Дифференциальная нейропсихология развития психических функций
Клиническая нейропсихология
Психология семьи и семейной психотерапии
Расстройства самосознания
Психология стресса
Нейропсихологическая диагностика индивидуальных различий
Патология памяти
Патология эмоций
Клинико-психологические проблемы геронтологии и гериатрии
Афазиология
Личность и нарушения общения
Введение в клинический психоанализ
Введение в психоаналитическую терапию
Психология сексуальности
Наблюдение за психическим развитием младенца
Методы нейропсихологической диагностики
Методы патопсихологической диагностики
Методы психологической диагностики и коррекции при психосоматических и соматических расстройствах
Проективные методы в клинической психологии
Факультативы 450
Военная подготовка 450
Всего часов теоретического обучения 9450 часов
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Июл 17, 2006 09:17 |
|
|
Цитата: |
Всего часов теоретического обучения 9450 часов |
Намек понял! Или, нет, скорее так: намек-то я понял...
Давайте все же ограничимся чисто психологической стороной вопроса, когда у т.н. сумасшествия нет выраженных соматических коррелятов. (Я бы заодно отбросил и химические зависимости: многие из нас зависят от мясного или от сладкого, но никто не изучает этот род зависимостей в пределах программы курса.)
Смотрите, с чего общество начинает разбираться в случаях с преступными маньяками: проверяет, не сумасшедшие ли они? И когда выясняется, что какой-нибудь Ч-о, хладнокровно или страстно погубивший десятки людей, не может быть признан сумасшедшим -- и ум его в порядке, и сознание ничем не помрачено -- это ставит публику в тупик: все понимают, что Ч-о чем-то существенным отличается от от прочих людей, но чем же? Способностью убивать? Вряд ли, потому что многие наделены ею, обыкновенно в военное время, а зачастую и в мирное, на той же охоте.
Судя по значительному количеству часов программы обучения (психологов? психотерапевтов?), специалистам, конечно, удалось получить кое-какие ответы, но неясно, нашли ли они практическое применение, во всяком случае до широкой публики, продолжающей недоумевать, это вряд ли было доведено.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Июл 17, 2006 15:43 |
|
|
Это часть государственного образовательного стандарта по клинической психологии без общеобразовательных предметов.
Маргошка недавно говорила, что клин. психологии сменили код, возможно и некоторые элементы образовательного стандарта претерпели изменения, но суть дела, скорее всего, остается прежней.
Психотерапевтов учат значительно более просто. Могу рассказать на примере обучения в ин-те им. Бехтерева, но это будет оффтоп.
Цитата: |
Давайте все же ограничимся чисто психологической стороной вопроса, когда у т.н. сумасшествия нет выраженных соматических коррелятов. (Я бы заодно отбросил и химические зависимости: многие из нас зависят от мясного или от сладкого, но никто не изучает этот род зависимостей в пределах программы курса.)
|
Адада, "соматические корреляты" и химические зависимости -это такие же психологические вопросы, как и любые собственно психологические
А если Вы проводите аналогию с любимой проблемой сознания, то я Вам уже неоднократно говорил, что между сознанием философским и психологическим существуют различия, ну и первую очередь для ясности именно на эти "соматические корреляты".
(Корреляция, объясняя на пальцах, это математическая метафора, которая позволяет хаотическую совокупность точек, отложенных на плоскости осей абсцисс и ординат, притянуть за уши к какому-либо школьному графику. )
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Июл 17, 2006 18:18 |
|
|
Вначале пару цитат.
Цитата: |
"Сумасшествие - не обязательно разрыв. Оно может стать также и прорывом. Потенциально это освобождение и обновление, но также порабощение и экзистенциальная смерть." (Р.Д.Лэнг.) |
Цитата: |
"Сумасшествие, или душевная болезнь, есть страдание мозга, в котором на первом плане поражается ум. Это болезнь ума. А между тем существуют душевные болезни, в которых ум вовсе не поражается, и тем не менее это все-таки будет болезнь души. Существуют чрезвычайно интересные случаи, когда такие больные мыслят правильно, логично, разумно, последовательно, а действуют как сумасшедшие и с полным правом признаются таковыми.
Не есть ли это противоречие данного явления в самом себе? И не есть ли это абсурд природы?.. Едва ли!.. Едва ли природа дает абсурды. Абсурды являются недостатком наших знаний." (П.И. Ковалевский.)
|
Итак, во многих случаях сумасшествие не есть поражение ума, а только сопровождается -- или не сопровождается -- таким поражением, и признается заболеванием не столько по каким-то базовым основаниям (особенно если оно не носит соматофорного*** характера), сколько по вторичным, по социальным, ибо освобожденный и обновленный человек и сам неудобен для других людей, и ему не всегда удобно с ними.
И можно было бы рассматривать такое освобождение как некое свойство человеческого сознания, как его побочный продукт -- ан нет, для этого надо вначале воссоединить психологическое и философское понятия сознания, ликвидировав весьма абсурдную линию их раздела! Абсурдную -- потому что, кажется, твердо установлено, что никто еще не знает, что же такое сознание в целом, что заставляет вспомнить притчу о дележе неубитого медведя.
+
***Этим стандартным термином я заменил слово "коррелят", очевидно залетевшее ко мне от читаемого сейчас Лоренца: "...сигналу, составляющему ключевой стимул, должен соответствовать его рецепторный коррелят, избирательно на него реагирующий."
|
|
|
|
|
 |
YosichПользователь
Сообщения: 562 Регистрация: 06.01.2004
|
|
Добавлено: Пн Июл 17, 2006 20:43 |
|
|
Цитата: |
Итак, во многих случаях сумасшествие не есть поражение ума, а только сопровождается -- или не сопровождается -- таким поражением, и признается заболеванием не столько по каким-то базовым основаниям (особенно если оно не носит соматофорного*** характера), сколько по вторичным, по социальным, ибо освобожденный и обновленный человек и сам неудобен для других людей, и ему не всегда удобно с ними.
|
О каких собственно "заболеваниях" идет речь?! какой такой "освобожденный и обновленный" человек?!
Первым делом, соматические компоненты есть наверное у всех, или почти всех психических расстройств. Далее, единственные расстройства, которые не включают "расстройств ума" и при этом НЕ включают серьезных душевных страданий, серьезного поражения деятельности во всех ее проявлениях, будут Личностные расстройства. Если вы знакомы с их симптомами (расстройств личности), то вряд ли можно говорить о "освобожденных" личностях. а если вы снова про шизофрению, то надо посмотреть на несколько шизофренников - и тогда вопросы про "освобожденную личность" отпадут.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 00:06 |
|
|
Цитата: |
Этим стандартным термином я заменил слово "коррелят", очевидно залетевшее ко мне от читаемого сейчас Лоренца: "...сигналу, составляющему ключевой стимул, должен соответствовать его рецепторный коррелят, избирательно на него реагирующий."
|
Конрат Лоренц гордился !!!т тем, что всю свою жизнь в наке не построил ни одного графика и при этом стал Нобелевским лауреатом.
Цитата: |
то надо посмотреть на несколько шизофренников - и тогда вопросы про "освобожденную личность" отпадут.
|
Присоединяюсь, у меня к Р.Д.Лейингу отношение такое же и из постинга Адады хотел процитировать примерно то же.
Для иллюстрации приведу вчерашний случай.
Приходят два парня чуть старше 30 лет - школьные друзья, один из них судовой хирург - сопровождающий, второй собственно клиент пациент - таможенный декларант, запрос такой - не могу пережить развод с женой, в семье ребенок 2,5 года. Что-то меня сразу настораживает в статусе пациента.
Спрашиваю, а вы свидетельство о разводе видели, в суде были?
Нет, но я так думаю... Дальше больше. В конце концов ко мне подходит психолог и говорит, что мол клиент какой-то странный, не знает текущий месяц и какой сейчас год.
Но я для себя и так сразу понял, что передо мной выраженный психоорганический синдром, последствия ЧМТ и таких вопросов на календарное врямя просто не задавал, чтобы не обижать. Вижу деменция и как бы думаю о запросе и социально-бытовой ситуации обратившегося.
Вышел в полисадник во дворике поговорить с приятелем-хирургом и после краткой преамбулы начинаю с того, что Ваш товарищ на самом деле дементный психоорганик. У парня округляются глаза от такой моей бесчеловечности, мне почему-то становится стыдно за лакуны советской психиатрии в моем сознании, я тут же поясняю хирургу, что любой психотерапевт, это, вооо-первых, психиатр и, что я с ним разговариваю, как с коллегой.
Т.е. запрос запросом, а большая психиатрия сама по себе.
Тут сопровождающий начинает мне рассказывать о клиенте, что тот находился в коме после ЧМТ две недели, имел гемиплегию (двусторонний паралич) и уже потратил 30 тыс долларов на лечение и поезки в Китай, где лечится у нейрохирургов уже 1,5 года. Имеет 2 гр. инвалиности по неврологическому заболеванию.
Извиняюсь за сумбурный рассказ, но суть дела понятна.
И мне, всдлед за Yosich"ем мне хочется повторить
О каких собственно "заболеваниях" идет речь?! какой такой "освобожденный и обновленный" человек?!
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 01:57 |
|
|
adada
Я так много писать как Михаил не буду о том какие предметы надо изучать...
Скажу только, что действительные знания в психиатрии здорово расходятся с расхожими представлениями (представлениями средней массы народа) о той же психиатрии...
Я проходил только один курс часов на 40 по психиатрии и по психодиагностике часов 80. Не так много, - но достаточно, чтобы понять, сколько мифов и некомпетентностей существует в народе по поводу псих. заболеваний..
Цитата: |
Может быть так называемый безумец всего навсего -- "автономец" или даже "автоумец"?
|
Если взять самый простой вариант и упростить объяснения...
Да, может быть такое, что человек освободился от Суперэго. Ничего его не сдерживает, в голове рождаются мысли о гениальных злодействах. Он вдруг обнаруживает "необычные" степени свободы, теряет сомнения, вытесняет внутриличностный конфликт... Вобщем, понимает, что может делать что хочет, при том, что мозг его работает теперь РЕАЛЬНО куда лучше, чем у любого другого чела! (Понятно, ведь раньше совесть тормозила мозг)
О Сознательности здесь речи быть не может, так как СОзнательность подразумевает наличие личной совести, которая В НОРМЕ появляется при ПЕРЕРАБОТКЕ и ИНТЕГРАЦИИ в сознание "интроекта Суперэго", но ни "отрыв" от него.. Возможно, что у некоторых маньяков и преступников морали и совести никогда и не было отродясь...
Они обслуживают "Ид" своим "Я"...
Псих. больным тебя не назовут, но вместо психушки поместят в другое не столь отдалённое место.
Но то, что называется высоким словом Человек - не состоит только из инстинктов и мозга у них на побегушках... Пусть даже и необычно отныне работающего.
Выйдешь ли ты за рамки соц. инекоторых прочих ограничений, уничтожив в себе Суперэго? - Конечно!
Станешь ли полноценным Человеком? - Нет!
(Это всё очень упрощено, повторяю, но если хочется подробностей - учитесь! Каким путём? См. подр. ответы Михаила!)
|
|
|
|
|
 |
dezzyПользователь
Сообщения: 1238 Регистрация: 07.05.2005 Откуда: питер
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 02:46 |
|
|
Насчет обновленный действительно спорно, а вот то что освобожденный - так это точно, от тревог, неуравновешенности, всяких эмоциональных проблем.
иногда у меня в соседнем доме глядя неподвижным взглядом в окно (первый этаж) сидит сумашедший (точнее сидел, не знаю где сейчас). было немножко жутковато проходить мимо него одно время, а потом как-то вся в бурных чувствах я проходила мимо и взглянув на того человека подумала про себя: Боже, какая свобода. Это же по сути ты в этом мирене находишься и ничего не воспринимаешь.
ТАк что СВОБОДА
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 09:03 |
|
|
Да-а... автора "Расколотого Я" поклевали, а автора "Психиатрических эскизов..." не тронули... К чему бы это? Увы, но я не могу отвечать за R.J. Leing, а вопросы Michael и Yosich были главным образом заданы в его адрес.
Другое дело -- замечание zavarkin, из коего следует, что дистанция между широкими обыденными и узкими медицинскими представлениями действительно существует. Только не хотелось бы, чтобы ададу преждевременно приняли за апологета сумашествия и еще менее за инфицированного.
Для того, чтобы тема не зашла в очередной тупик, зададим еще один наводящий вопрос (я на него точного ответа действительно не знаю и прошу простить, если он вас раздражит -- мол, читай и учись сам!): ставят ли диагнозы по списку "Классификации психических и поведенческих расстройств" МКБ кому нибудь из высших млекопитающих, кроме человека?
Не знаю, каков будет ответ, но не буду скрывать направленность вопроса: хотелось бы вырулить к тому, чтобы признать за т.н. сумасшествием продолжение неких уникальных свойств нашего сознания, которые и делают его не "сознанием", а сознанием. Например, такой выход индивидуального сознания из под контроля его внешнего коллективного подпитчика, с которым не в состоянии справиться регулятор мышления.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 10:24 |
|
|
Нет, адада, Вы тут немного напутали.
Laing, R. D. (1961). The Self and Others. London: Tavistock
Laing, R. D. and ESTERSON, A. (1964). Sanity. Madness and the Family. Vol. I. Families of Shizophrenics. London: Tavistock
О том, что Лейинг, а не Леинг, в своё время настаивала Е. В. Косилова (это основная тема её работы) и я как-то уж и привык именно к такому написанию.
Цитата: |
"Классификации психических и поведенческих расстройств" МКБ кому нибудь из высших млекопитающих, кроме человека?
|
Я не силен в ветеринарии, но, по-моему, у них своя классификация.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 10:49 |
|
|
Виноват, с этим заморским "фруктом" описка вышла (отчасти из-за моих немецких учебных корней...)!
Замечу, кстати, что цитата про сумасшествие -- не самая моя любимая, я предпочитаю его "узелки", готов даже их коллекционировать. Один текст взял в сетке (http://www.lib.ru/PSIHO/lang.txt), другой -- в книге Ханта, не подскажете ли еще адресок?
А теперь о главном.
Интересное кино намечается по части сознания! Было две серии, психологическая и философская, теперь и ветеринарная возникла! А зоопсихологическая будет четвертой? Вопрос про животных ведь почему был назван наводящим -- если никакого сумасшествия нет, точнее, кроме сумасшествия существуют еще и расстройства сознания, а сознание человека от сознания животных отличается только в количественном аспекте, то при чем же тут ветеринария!
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 12:46 |
|
|
Цитата: |
Было две серии, психологическая и философская, теперь и ветеринарная возникла!
|
Ветеринарная? Эта серия по сути биологическое по Л.В.Крушинскому, т.е. как свойство головного утолщения. А зоопсихологическое, как часть психологического.
Ничего не понимаю, но ладно.
У животных не бывает сумасшествия и даже его гомологов не бывает.
Ну, может быть только информационные неврозы (Хананашвили).
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 13:30 |
|
|
О невротических состояниях животных при решении слишком сложных эвристических задач пишет и Крушинский. Такие ситуации и в обычной жизни у животных встречаются нередко, а в лабораторных условиях их вроде бы должно быть столько, что впору спецвольеры для сумасшедших созданий строить. Но таковых не существует, из чего в первом приближении следует, что когнитивные дисфункции имеют мало отношения к сумасшествию.
Может быть, наш мозг имеет слишком тонкую и ранимую биологическую структуру, дефекты которой и приводят к сумасшествиям? Во времена П.И. Ковалевского по-видимому так и могли считать, но за сто лет развития науки, и нейробиологии в особенности, вроде бы уже должна появится ясность в этом деле. И тогда Yosich прав, пиша, что "соматические компоненты есть наверное у всех, или почти всех психических расстройств." Психических -- т.е. душевных, т.е. расстройств того самого сознания, которое явно не философское.
Но если это так, то выходит, что нам уже известно все или почти все о локализации сознания и нетрудно сравнить наш моз с его животным "гомологом" -- и все сразу станет ясно!
Но на самом деле ясности-то и нет...
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 16:02 |
|
|
Цитата: |
Может быть, наш мозг имеет слишком тонкую и ранимую биологическую структуру, дефекты которой и приводят к сумасшествиям?
|
Ну, конечно. Именно поэтому я удивляюсь всяким разговорам об его избыточности.
В. П. Самохвалов считает психические расстройства это своего рода атавизмы, из чего не следует, что когда-то быть шизофреником являлось нормальным.
Цитата: |
И тогда Yosich прав, пиша, что "соматические компоненты есть наверное у всех, или почти всех психических расстройств."
|
Адада, ну ... я не знаю, это аксиома. Я же тут как-то рассказывал, что диагноз ипоходрической шизофрении ставится лишь на том основании, что парестезии (мурашки по коже), а висцеральные галлюцинации - это те же мурашки, но уже в коже
Не говоря психосоматических взаимоотношениях и соматоформных расстройствах.
Цитата: |
Но если это так, то выходит, что нам уже известно все или почти все о локализации сознания и нетрудно сравнить наш моз с его животным "гомологом" -- и все сразу станет ясно!
|
У философско-литературных образов не может быть локализации
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 16:39 |
|
|
Спасибо, Michael, что напомнили о В.П. Самохвалове! Оказывается у него есть интересная работа, "Эволюционная психиатрия (История души и эволюция безумия)", надо будет полистать.
Тем более что в одной сетевой статье он пишет: "... с позиции этологической антропологии патология поведения является важнейшим фактором эволюции гоминид." А если учесть, что само сознание в начальный момент его возникновения (1-2 млн. лет назад) могло соотноситься с уже традиционным к тому времени уровнем психики и рассудочной деятельности как своеобразная патология -- то не только полистать, но и поконспектировать!
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 16:48 |
|
|
У животных неврозы есть просто несомненно! Хотя и как-то устроены по-другому, не могу дать точных определений, но по своим собакам я могу определить, в каких психологических условиях они жили. (От есть они кочуют к разным хозяевам время от времени, и я вижу по их поведению, где они были только что). Так же я слышал, что может быть и какая-то форма "сумасшествия" при решении сложных логических задач при сильном стимулировании, но как оно выглядит - не знаю.
Контроль над агрессией они могут терять.. Инструкторы собаководы также используют понятия уравновешенности психики животного. Предсказуемость реакций агрессии, быстрое переключение в агрессивную ситуацию, но, главное, быстрый выход из неё. Бесстрашие. И так далее..
Цитата: |
Только не хотелось бы, чтобы ададу преждевременно приняли за апологета сумашествия и еще менее за инфицированного.
|
я не принимаю за...
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Июл 18, 2006 18:50 |
|
|
Michael писал(а): |
Цитата: |
И тогда Yosich прав, пиша, что "соматические компоненты есть наверное у всех, или почти всех психических расстройств." |
Адада, ну ... я не знаю, это аксиома. Я же тут как-то рассказывал, что диагноз ипоходрической шизофрении ставится лишь на том основании, что парестезии (мурашки по коже) |
Я немного отвлекся и не сразу заметил, какой наметился уклон к смешению propter xoc (по причине этого) и post xoc (после этого) по части соматики и психики.
С одной стороны, мы понимаем, что парестезия, даже строго определенная, вряд ли может быть причиной какой-то там шизофрении, поэтому многие примеры соматического компонента, как следствия, следует просто отбросить. С другой -- во всяком сумасшествии причиной будет какое-то особое состояние нашего тела, каких-то его составных частей, членов или клеточек. Поэтому предлагается далее рассматривать только случаи условно несоматогенного сумасшествия (как мы и полагали в самом начале, при открытии темы), за которыми не замечены выраженные соматические нарушения, а мы можем подозревать лишь наличие некой дисгармонии в работе ЦНС, когда ее каждый структурный элемент работает вполне штатно, а в совокупности получается черт те что.
Согласно (прошу прощения) "средогенеративной" гипотезе сознания это самое "черт те что" как раз и есть штатный продукт сознания, с которым постоянно приходится разбираться рациональному компоненту индивида, т.е. мышлению. Если генератор сознания относительно слаб, с ним справляться в общем-то несложно, если же он плодовит и неуемен -- менеджер-сьюпервайзер тут же пасует, пропускает наружу через контрольные ворота разные нехорошие мурашки и галлюцинации.
Но у современного человека, сознание которого в основном выполнило свою эволюционную роль, этот процесс носит тлеющий, чуть ли не атавистический характер, -- чего не скажешь о нашей бурной ювенильности, еще докультурной, еще в нашу бытность эректусами и хабилисами.
Вот об этом-то и хотелось поболтать более или менее научно, т.е. со ссылками и прочими правилами хорошего научного моветона...
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 00:26 |
|
|
Честно говоря, совершенно не понимаю, куда вы клоните.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 10:14 |
|
|
"Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем."
На чем погорит адада, пока неизвестно...
В.П. Самохвалова мне полистать удалось, правда, пока не "Эволюционную психологию", а учебник по психиатрии для медвузов. В главе "Расстройства сознания" magister dixit:
Цитата: |
"С биологической точки зрения, в сознание человека включены все этапы филогенеза от сознания рептилий (ствол мозга), до сознания птиц, млекопитающих (подкорковые структуры) и приматов (кора)." |
Абзацем ниже следует:
Цитата: |
"Психиатрическая модель сознания достаточно проста — она приравнивает сознание к ориентировке в себе, времени и пространстве. Ориентировка в себе включает осознание Я, телесный, интерперсональный (межличностный) и проецируемый элементы, ориентировка во времени носит чисто календарный характер, а ориентировка в пространстве — формально территориальный." |
Вот на этом месте я всегда спотыкаюсь!
В содержание сознания неизменно включается осознание Я, одновременно термин "сознание" применяется к таким существам, у которых это осознание никто еще не смог объективно установить! Либо это совершенно различные сознания, что говорит о некорректном употреблении термина (я присоединяюсь к тем, кто думает именно так), либо это всего-навсего простительная условность, принятая из практических медицинских соображений, что мало нам дает для понимания сущности этого феномена.
А если уж следовать до конца по украинскому следу, то мы придем к совершенно противоположному утверждению:
Цитата: |
"В наличии сознания отпадает необходимость. По нашим представлениям сознание — ложная посылка, а функция его является одной из форм наиболее быстрого мышления, своеобразной связью связи. В этом плане наше представление о сознании приближается к 2 постулатам Анри Эй (цит. И. И. Лукомского, 1966): бдительности и творческой функции, т. е. к одной из сторон деятельности мышления." (Букреев В. И. Сабурова дача: новые собственные идеи последних лет // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 146–151.) |
Не правда ли, логичный результат -- вначале расщепление наших представлений о сознании на философские и психологические, затем отделение от сознания вопросов, связанных с личностью (такова структура учебника Самохвалова), а в конце концов ликвидация сознания как класса!
И куда же мы теперь с вами должны клонить?!
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 10:36 |
|
|
Michael
Может ли быть психическая болезнь и какая, если ни одна физическая деталь не сгорела/по голове молотком не били, но есть информационные/программные сбои? Например, неврозы..
Речь об этом, как я полагаю.
adada
Цитата: |
Если генератор сознания относительно слаб, с ним справляться в общем-то несложно, если же он плодовит и неуемен -- менеджер-сьюпервайзер тут же пасует, пропускает наружу через контрольные ворота разные нехорошие мурашки и галлюцинации.
|
Скорее всего сам генератор не то генерирует, раз такие проблемы с ним..
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 11:00 |
|
|
Цитата: |
"С биологической точки зрения, в сознание человека включены все этапы филогенеза от сознания рептилий (ствол мозга), до сознания птиц, млекопитающих (подкорковые структуры) и приматов (кора)."
|
С сознанием птиц Виктор Павлович, немного преувеличивает, птицы никогда не являлись нашими предками, а в целом, все правильно.
Цитата: |
А если уж следовать до конца по украинскому следу, то мы придем к совершенно противоположному утверждению:
Цитата:
"В наличии сознания отпадает необходимость. По нашим представлениям сознание — ложная посылка, а функция его является одной из форм наиболее быстрого мышления, своеобразной связью связи. В этом плане наше представление о сознании приближается к 2 постулатам Анри Эй (цит. И. И. Лукомского, 1966): бдительности и творческой функции, т. е. к одной из сторон деятельности мышления." (Букреев В. И. Сабурова дача: ... |
Мне лично, категория сознания, сознание в психологии и психиатрии совершенно не мешает.
Цитата: |
Не правда ли, логичный результат -- вначале расщепление наших представлений о сознании на философские и психологические, затем отделение от сознания вопросов, связанных с личностью (такова структура учебника Самохвалова), а в конце концов ликвидация сознания как класса!
И куда же мы теперь с вами должны клонить?!
|
У В. П. Самохвалова много различных идей, лично разделяю далеко не все из них, это мягко выражаясь. Совместитить этологию и исследование финского эпоса, астрономию и психиатрию, это не каждому дано понять.
================
Цитата: |
Может ли быть психическая болезнь и какая, если ни одна физическая деталь не сгорела/по голове молотком не били, но есть информационные/программные сбои? Например, неврозы..
|
Например, со времен Бонгеффера существует и более четкое разграничение, на эндогенного и экзогенного типа реакции.
А невроз, это во многом уже архаичный термин.
Программных сбоев быть не может, т.к. нет собственно программ в программистском смысле.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 11:15 |
|
|
Вообще-то весь естественный отбор, все его творчество основано на "неправильном" поведении. А если еще и о "неправильных" мутациях мы вспомним... Эта неправильность фактически унаследована живой материей от косной: для движения требуется разность потенциалов, градиент и пр. Каждый шаг особи -- это попытка "угадать" параметры среды. Располагая ЦНС, такую угадайку можно реализовать путем запоминания прошлого состояния среды, что обыкновенно и происходит, а можно ухитриться запомнить несколько таких состояний, а можно... правильно, попытаться в порядке прогноза искусственно создать будущее воображаемое состояние.
Но почему это организм, располагая приличным ресурсом, килограммом мозга, должен остановиться только на одном прогностическом ожидании?
Из этих простых рассуждений следует, что хорошо темперированный клавир мозга должен овладеть, во-первых, искусством генерировать прогнозы, а во-вторых, отбором из них того единственного, которое и будет выражено в поведении. Естественно, что остальные прогнозы будут признаны ложными.
Т.о. способность к генерации лажи заложена в нашем высоколобье первоначально, воможно, скачкообразно, когда мозг достиг критического значения структуры, а разбираться с этой лажей пришлось более древним органма управления и контроля.
"Сумасшествие форева", вот что следует из таких фантазий о средогенеративности сознания!
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 11:21 |
|
|
Michael писал(а): |
...С сознанием птиц Виктор Павлович немного преувеличивает... |
Кратенько отметим, что он не просто преувеличивает, он склоняет к "многоложству" студентов медвузов! (Только прошу не подозревать в этих словах неуважения к почтенности: это всего лишь пошучивание...)
В условиях, когда мы имеем 200 определений сознания, у нас нет ни одного определения, не правда ли! Дорога открыта...
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 19, 2006 14:18 |
|
|
Цитата: |
Т.о. способность к генерации лажи заложена в нашем высоколобье первоначально
|
Адада, как говорится, при всем моем уважении, но что-то научная составляющая в нашем разговоре так и не возникает ...
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 3 |
На страницу 1, 2, 3 След. |
|
|