Автор |
Сообщение |
Lady BooНачинающий
Сообщения: 16 Регистрация: 27.01.2009
|
|
Добавлено: Вт Янв 27, 2009 22:27 |
|
|
Привет.
Народ, посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь эффективные методы при работе с группой.
Здесь я имею ввиду именно поведение, речевые конструкции, интонации и т.д. самого тренера....
Мне, как начинающему тренеру, это очень важно!
Всем заранее большое спасибо!
|
|
|
|
|
 |
solovyaПользователь
Сообщения: 84 Регистрация: 27.01.2009 Откуда: Новосибирск
|
|
Добавлено: Ср Янв 28, 2009 08:40 |
|
|
Lady Boo писал(а): |
Привет.
Народ, посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь эффективные методы при работе с группой.
Здесь я имею ввиду именно поведение, речевые конструкции, интонации и т.д. самого тренера....
Мне, как начинающему тренеру, это очень важно!
Всем заранее большое спасибо! |
Вопрос у Вас, как бы это сказать, очень общий
У вас уже есть опыт ведения групп? Какие это группы? Какие задачи ставите сейчас перед собой как тренер?
|
|
|
|
|
 |
Lady BooНачинающий
Сообщения: 16 Регистрация: 27.01.2009
|
|
Добавлено: Ср Янв 28, 2009 10:00 |
|
|
Опыт ведения групп есть, правда небольшой. Веду тренинги продаж в организации.
Я поминаю, что самое главное - это внутренний настрой, уверенность тренера и отношение к группе. Я ннад этим работаю.
Помимо этого надо знать и отрабатывать техники работы с группой, н., какие фразы можно использовать при разговоре с группой (подталкивающие к развитию, а не завершающие, н.)...
|
|
|
|
|
 |
solovyaПользователь
Сообщения: 84 Регистрация: 27.01.2009 Откуда: Новосибирск
|
|
Добавлено: Ср Янв 28, 2009 10:24 |
|
|
Посмотрите книжку Ж.Завьяловой "Путь тренера". Там рассматриваются методы работы с группой и ситуации, когда они уместны.
Вот фрагмент оттуда:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО
БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Содержание
(методы ведения тренинга):
1. Приветствие
2. Фасилитация
3. Модерация
4. Мини-лекция
5. Что дает риторика в помощь тренеру
6. Тематические упражнения
7. Разминка
8. Ролевая игра
9. Видеоанализ
10.Деловая игра
11.Мозговой штурм
12.Групповая дискуссия
13.Метод кейсов
14.Работа с групповой динамикой и групповой агрессией
1. ПРИВЕТСТВИЕ
Церемония приветствия клиентов существенно влияет на создание атмосферы, в которой будет проводиться тренинг. На этом начальном этапе обратите внимание на следующее:
• Даже если Вам приходится дожидаться клиентов, не следует находиться без дела в помещении, где будет проходить тренинг, иначе первое впечатление о Вашем ничегонеделании будет отрицательным. Лучше в это время установите неформальный контакт с теми участниками, кто пришел первым.
• Если участники тренинга еще незнакомы друг с другом – познакомьте их, предварительно представившись сами.
• Полезно ношение бейджа на тренинге – этим вы облегчите клиентам возможность обращаться к Вам по имени – Вас запомнят сразу.
• Не начинайте сразу с лекции, сначала скажите несколько вводных слов, побуждая участников вступить в беседу.
• С самого начала нужно определить временные рамки мероприятия, регламент и согласовать их с участниками.
• Снимите часы с руки и положите их на стол – так Вам удобнее будет следить за соблюдением установленных временных рамок.
• Кратко представьте себя и свою фирму в самом начале вашего выступления, сообщите о ее роли на рынке, расскажите ее историю. Не забудьте упомянуть о деловых партнерах вашей фирмы и т.д.
• Будьте свободны, естественны и доброжелательны – именно вы отвечаете за создание атмосферы тренинга. Она должна быть комфортной и приятной для клиентов. Громкостью голоса вы устанавливаете уровень и интенсивность энергии, выплескиваемой участниками. Если в начале тренинга вы говорите тихо, тренинг будет низкоэнергетичным. Говорите громче, этим вы зададите тонус тренингу.
2. ФАСИЛИТАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Фасилитация - метод, применяемый в бизнес-тренинге для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу. Фасилитация используется обычно в начале новой темы перед мини-лекцией и позволяет тренеру активизировать всех участников тренинга, включить их мыслительную активность. Также фасилитация позволяет собрать весь спектр мнений участников с тем, чтобы потом тренер сфокусировал внимание группы на тех высказываниях, которые будут являться введением в новую тему.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Тренер задает вопрос группе. Предлагает каждому подумать над ним в течение 1 минуты, после чего высказаться. При этом тренер задает структуру высказываниям. Высказываться участники группы могут по кругу либо в разнобой в зависимости от готовности высказать свое мнение. Важно, чтобы высказался каждый участник. При этом тренер следит за тем, чтобы высказывания были краткими и не превращались в монологи. Тренер может прервать участника, если он повторяется. В конце высказывания каждого участника тренер резюмирует сказанное. Выделяя существенное, но не видоизменяя само высказывание. Резюмирование в фасилитации делается с опорой на ключевые слова участников тренинга.
После того, как каждый участник высказался, и тренер отрезюмировал слова каждого, тренер подводит итог, обращая внимание участников группы на те аспекты, которые важны тренеру, чтобы перейти к теоретической части тренинга. При этом в зависимости от полученного материала тренер может обращать внимание как на общую идею, содержащуюся во всех (в большинстве) высказываний участников, так и на многообразие мнений (подчеркивая разницу, если не удалось прийти к общему).
3. МОДЕРАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Модерация - метод в бизнес-тренинге, позволяющий группе выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми и принимаемыми каждым участником тренинга. В ходе тренинга тренер создает вместе с группой единый язык общения. Чтобы снять противоречия между пониманием и принятием ключевых понятий тренер, пользуется модерацией. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Также модерация позволяет свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Модерация имеет некоторое сходство с деловой игрой, заключающееся в том, что участники тренинга делятся на мини-группы (по 3-4 человека). Каждой группе предлагается за определенной время (10-15 минут) решить поставленную задачу. Результаты решения оформить на карточках.
Итак, Первый этап проведения модерации: группа еще не разделена на мини-группы. Тренер у доски задает проблему. Например, при выработке профиля требований к кандидату на определенную должность (при приеме на работу либо при проведении ассессмент-центра) тренер задает группе вопрос: “какие задачи, на ваш взгляд, должен выполнять…(называет должность)?
Получив первые 2-3 ответа, тренер переходит ко второму этапу модерации, и говорит инструкцию: “А сейчас, чтобы мы могли собрать все задачи, выполняемые в рамках данной должности, я разделю вас на небольшие группы-команды.”. Делит группу на мини-группы. Метод разбивки моет быть самым разным. Например, жеребьевка (каждый тянет листочек, на котором указан номер группы), либо тренер просит рассчитаться на 1-2-3 и первые номера составят первую команду, вторые соответственно вторую команду, третьи номера – третью. “теперь участники каждой команды, пожалуйста, сядьте вместе” – тренер указывает местоположение каждой команды. После того, как участники каждой мини-группы собрались вместе, тренер продолжает инструкцию: “Каждой команде я дам карточки.” – дает карточки. “У вас 10 минут на то, чтобы написать на этих карточках все задачи, которые должен выполнять …(называет выбранную должность). Одна карточка – одна задача. Пожалуйста, чем более подробно вы распишете задачи, тем лучше. Посмотрим, какая команда составит наиболее полный и подробный список.”. Далее тренер дает группам необходимое время на самостоятельную работу.
В зависимости от цели модерации это могут быть, как уже говорилось, задачи определенной должности, профессионально-важные качества кандидата, средства, которыми мы можем расположить собеседника и вызвать доверие, средства управления переговорами и т.д. Главное здесь – группа составляет некий перечень/ направленный на достижение одной цели. При чем важно следить за тем, чтобы группа правильно вела оформление: одна идея – одна карточка.
Третий этап модерации –тренер предлагает каждой команде делегировать 1 участника, чтобы тот на доске разместил карточки с написанным материалом. Участник клеит карточки и поясняет. Группа может задавать вопросы. При этом клеятся только те карточки, с которыми согласны все остальные участники тренинга. Затем выходит представитель 2й команды, затем третьей. Повторяющиеся карточки клеятся одна на другую.
Четвертый этап модерации. Тренер структурирует наклеенные карточки, обобщая их в отдельные группы по тому или иному выбранному им самим основанию. При этом тренер поясняет и дает необходимую теорию. В итоге должна получиться определенная структура, которую разработала вся группа под руководством тренера. Эта структура как жесткий постулат используется в дальнейшей работе на тренинге. Например, в случае написания задач к определенной должности, модерация продолжается согласно описанной процедуре. Только участники должны на каждую задачу написать минимум одну способность и один навык, которые позволят кандидату успешно справиться с задачей. Если в ходе модерации мы писали, какие средства общения делают нас убедительными, то затем они могут быть использованы в качестве критериев анализа презентаций. С этими критериями не будет спорить ни один участник группы, т к. они сами их выработали.
В ходе модерации задача тренера – следить за регламентом и жестко его соблюдать, следить за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать вопросы, хвалить. Наиболее активных и настроенных спорить участников нейтрализовывать. Также задавая вопросы группе и делая их мнение “одним из”, а не истиной в последней инстанции, также тренер следит за тем, чтобы все участники тренинга были включены в процесс. Иначе выпавшие участники быстро заскучают, а потом будут спорить с результатом модерации, т.к. потеряют нить мыслительного процесса.
Поскольку во время модерации участники продуцируют много идей, проводят анализ и работают в основном головой, то после модерации необходима двигательная разминка с хорошим эмоциональным зарядом, иначе групповая динамика может упасть – эффект, что “группа выдохлась”.
4. МИНИ-ЛЕКЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Мини-лекция – это метод повествовательного изложения информации, применяемый тренером как средство подачи нового материала для обучения участников тренинга.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Особенности мини-лекции:
1. Мини-лекция проводится тренером для готовых к восприятию нового материала участников тренинга. Для создания готовности к восприятию тренер до минилекции проводит либо фасилитацию, либо модерацию, либо ролевые игры. Важно, чтобы каждый участник тренинга во время мини-лекции был в состоянии активного слушания.
2. Длительность минилекции в среднем составляет 10-15минут и не должна превышать 20минут. За это время тренер должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме.
3. Тренер во время мини-лекции использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, делает рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. В качестве метафор могут быть использованы притчи, анекдоты, поговорки, примеры из бизнес-практики.
4. Особыми выразительными средствами являются интонация, мимика, жесты и позы самого тренера. Желательно, чтобы в ходе мини-лекции тренер, как актер сыграл сценку, демонстрирующую конкретные примеры, которые являются иллюстрацией теоретической информации.
5. Во время всей мини-лекции тренер остается бдительным и максимально включенным как в группу в целом, так и в каждого участника в отдельности. Тренер не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником тренинга. Тренер старается удерживать внимание каждого участника тренинга на новой информации и не позволять вниманию флуктуировать или уходить с предмета лекции. Такое состсояние включенности называется “здесь и сейчас”. Тренер сам находится в таком состоянии во время мини-лекции, и, пользуясь выразительными средствами риторики, побуждает участников тренинга находиться в состоянии “здесь и сейчас”.
|
|
|
|
|
 |
Lady BooНачинающий
Сообщения: 16 Регистрация: 27.01.2009
|
|
Добавлено: Ср Янв 28, 2009 13:33 |
|
|
Большое спасибо за рекомендацию и выдержки!!! Это то, что надо!
|
|
|
|
|
 |
solovyaПользователь
Сообщения: 84 Регистрация: 27.01.2009 Откуда: Новосибирск
|
|
Добавлено: Ср Янв 28, 2009 13:50 |
|
|
Пожалуйста!
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|