Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Эффективные методы управления группой

Эффективные методы управления группой
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Lady Boo
Начинающий
Сообщения: 16
Регистрация: 27.01.2009
СообщениеДобавлено: Вт Янв 27, 2009 22:27 Ответить с цитатой

Привет.
Народ, посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь эффективные методы при работе с группой.
Здесь я имею ввиду именно поведение, речевые конструкции, интонации и т.д. самого тренера....
Мне, как начинающему тренеру, это очень важно!
Всем заранее большое спасибо!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
solovya
Пользователь
Сообщения: 84
Регистрация: 27.01.2009
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 08:40 Ответить с цитатой

Lady Boo писал(а):
Привет.
Народ, посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь эффективные методы при работе с группой.
Здесь я имею ввиду именно поведение, речевые конструкции, интонации и т.д. самого тренера....
Мне, как начинающему тренеру, это очень важно!
Всем заранее большое спасибо!
Вопрос у Вас, как бы это сказать, очень общий Улыбаюсь, шучу
У вас уже есть опыт ведения групп? Какие это группы? Какие задачи ставите сейчас перед собой как тренер?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Lady Boo
Начинающий
Сообщения: 16
Регистрация: 27.01.2009
СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 10:00 Ответить с цитатой

Опыт ведения групп есть, правда небольшой. Веду тренинги продаж в организации.
Я поминаю, что самое главное - это внутренний настрой, уверенность тренера и отношение к группе. Я ннад этим работаю.
Помимо этого надо знать и отрабатывать техники работы с группой, н., какие фразы можно использовать при разговоре с группой (подталкивающие к развитию, а не завершающие, н.)...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
solovya
Пользователь
Сообщения: 84
Регистрация: 27.01.2009
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 10:24 Ответить с цитатой

Посмотрите книжку Ж.Завьяловой "Путь тренера". Там рассматриваются методы работы с группой и ситуации, когда они уместны.
Вот фрагмент оттуда:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО
БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Содержание
(методы ведения тренинга):
1. Приветствие
2. Фасилитация
3. Модерация
4. Мини-лекция
5. Что дает риторика в помощь тренеру
6. Тематические упражнения
7. Разминка
8. Ролевая игра
9. Видеоанализ
10.Деловая игра
11.Мозговой штурм
12.Групповая дискуссия
13.Метод кейсов
14.Работа с групповой динамикой и групповой агрессией
1. ПРИВЕТСТВИЕ

Церемония приветствия клиентов существенно влияет на создание атмосферы, в которой будет проводиться тренинг. На этом начальном этапе обратите внимание на следующее:

• Даже если Вам приходится дожидаться клиентов, не следует находиться без дела в помещении, где будет проходить тренинг, иначе первое впечатление о Вашем ничегонеделании будет отрицательным. Лучше в это время установите неформальный контакт с теми участниками, кто пришел первым.
• Если участники тренинга еще незнакомы друг с другом – познакомьте их, предварительно представившись сами.
• Полезно ношение бейджа на тренинге – этим вы облегчите клиентам возможность обращаться к Вам по имени – Вас запомнят сразу.
• Не начинайте сразу с лекции, сначала скажите несколько вводных слов, побуждая участников вступить в беседу.
• С самого начала нужно определить временные рамки мероприятия, регламент и согласовать их с участниками.
• Снимите часы с руки и положите их на стол – так Вам удобнее будет следить за соблюдением установленных временных рамок.
• Кратко представьте себя и свою фирму в самом начале вашего выступления, сообщите о ее роли на рынке, расскажите ее историю. Не забудьте упомянуть о деловых партнерах вашей фирмы и т.д.
• Будьте свободны, естественны и доброжелательны – именно вы отвечаете за создание атмосферы тренинга. Она должна быть комфортной и приятной для клиентов. Громкостью голоса вы устанавливаете уровень и интенсивность энергии, выплескиваемой участниками. Если в начале тренинга вы говорите тихо, тренинг будет низкоэнергетичным. Говорите громче, этим вы зададите тонус тренингу.

2. ФАСИЛИТАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Фасилитация - метод, применяемый в бизнес-тренинге для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определенному локальному вопросу. Фасилитация используется обычно в начале новой темы перед мини-лекцией и позволяет тренеру активизировать всех участников тренинга, включить их мыслительную активность. Также фасилитация позволяет собрать весь спектр мнений участников с тем, чтобы потом тренер сфокусировал внимание группы на тех высказываниях, которые будут являться введением в новую тему.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Тренер задает вопрос группе. Предлагает каждому подумать над ним в течение 1 минуты, после чего высказаться. При этом тренер задает структуру высказываниям. Высказываться участники группы могут по кругу либо в разнобой в зависимости от готовности высказать свое мнение. Важно, чтобы высказался каждый участник. При этом тренер следит за тем, чтобы высказывания были краткими и не превращались в монологи. Тренер может прервать участника, если он повторяется. В конце высказывания каждого участника тренер резюмирует сказанное. Выделяя существенное, но не видоизменяя само высказывание. Резюмирование в фасилитации делается с опорой на ключевые слова участников тренинга.
После того, как каждый участник высказался, и тренер отрезюмировал слова каждого, тренер подводит итог, обращая внимание участников группы на те аспекты, которые важны тренеру, чтобы перейти к теоретической части тренинга. При этом в зависимости от полученного материала тренер может обращать внимание как на общую идею, содержащуюся во всех (в большинстве) высказываний участников, так и на многообразие мнений (подчеркивая разницу, если не удалось прийти к общему).

3. МОДЕРАЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Модерация - метод в бизнес-тренинге, позволяющий группе выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми и принимаемыми каждым участником тренинга. В ходе тренинга тренер создает вместе с группой единый язык общения. Чтобы снять противоречия между пониманием и принятием ключевых понятий тренер, пользуется модерацией. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Также модерация позволяет свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Модерация имеет некоторое сходство с деловой игрой, заключающееся в том, что участники тренинга делятся на мини-группы (по 3-4 человека). Каждой группе предлагается за определенной время (10-15 минут) решить поставленную задачу. Результаты решения оформить на карточках.
Итак, Первый этап проведения модерации: группа еще не разделена на мини-группы. Тренер у доски задает проблему. Например, при выработке профиля требований к кандидату на определенную должность (при приеме на работу либо при проведении ассессмент-центра) тренер задает группе вопрос: “какие задачи, на ваш взгляд, должен выполнять…(называет должность)?
Получив первые 2-3 ответа, тренер переходит ко второму этапу модерации, и говорит инструкцию: “А сейчас, чтобы мы могли собрать все задачи, выполняемые в рамках данной должности, я разделю вас на небольшие группы-команды.”. Делит группу на мини-группы. Метод разбивки моет быть самым разным. Например, жеребьевка (каждый тянет листочек, на котором указан номер группы), либо тренер просит рассчитаться на 1-2-3 и первые номера составят первую команду, вторые соответственно вторую команду, третьи номера – третью. “теперь участники каждой команды, пожалуйста, сядьте вместе” – тренер указывает местоположение каждой команды. После того, как участники каждой мини-группы собрались вместе, тренер продолжает инструкцию: “Каждой команде я дам карточки.” – дает карточки. “У вас 10 минут на то, чтобы написать на этих карточках все задачи, которые должен выполнять …(называет выбранную должность). Одна карточка – одна задача. Пожалуйста, чем более подробно вы распишете задачи, тем лучше. Посмотрим, какая команда составит наиболее полный и подробный список.”. Далее тренер дает группам необходимое время на самостоятельную работу.
В зависимости от цели модерации это могут быть, как уже говорилось, задачи определенной должности, профессионально-важные качества кандидата, средства, которыми мы можем расположить собеседника и вызвать доверие, средства управления переговорами и т.д. Главное здесь – группа составляет некий перечень/ направленный на достижение одной цели. При чем важно следить за тем, чтобы группа правильно вела оформление: одна идея – одна карточка.
Третий этап модерации –тренер предлагает каждой команде делегировать 1 участника, чтобы тот на доске разместил карточки с написанным материалом. Участник клеит карточки и поясняет. Группа может задавать вопросы. При этом клеятся только те карточки, с которыми согласны все остальные участники тренинга. Затем выходит представитель 2й команды, затем третьей. Повторяющиеся карточки клеятся одна на другую.
Четвертый этап модерации. Тренер структурирует наклеенные карточки, обобщая их в отдельные группы по тому или иному выбранному им самим основанию. При этом тренер поясняет и дает необходимую теорию. В итоге должна получиться определенная структура, которую разработала вся группа под руководством тренера. Эта структура как жесткий постулат используется в дальнейшей работе на тренинге. Например, в случае написания задач к определенной должности, модерация продолжается согласно описанной процедуре. Только участники должны на каждую задачу написать минимум одну способность и один навык, которые позволят кандидату успешно справиться с задачей. Если в ходе модерации мы писали, какие средства общения делают нас убедительными, то затем они могут быть использованы в качестве критериев анализа презентаций. С этими критериями не будет спорить ни один участник группы, т к. они сами их выработали.
В ходе модерации задача тренера – следить за регламентом и жестко его соблюдать, следить за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать вопросы, хвалить. Наиболее активных и настроенных спорить участников нейтрализовывать. Также задавая вопросы группе и делая их мнение “одним из”, а не истиной в последней инстанции, также тренер следит за тем, чтобы все участники тренинга были включены в процесс. Иначе выпавшие участники быстро заскучают, а потом будут спорить с результатом модерации, т.к. потеряют нить мыслительного процесса.
Поскольку во время модерации участники продуцируют много идей, проводят анализ и работают в основном головой, то после модерации необходима двигательная разминка с хорошим эмоциональным зарядом, иначе групповая динамика может упасть – эффект, что “группа выдохлась”.

4. МИНИ-ЛЕКЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Мини-лекция – это метод повествовательного изложения информации, применяемый тренером как средство подачи нового материала для обучения участников тренинга.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ:
Особенности мини-лекции:
1. Мини-лекция проводится тренером для готовых к восприятию нового материала участников тренинга. Для создания готовности к восприятию тренер до минилекции проводит либо фасилитацию, либо модерацию, либо ролевые игры. Важно, чтобы каждый участник тренинга во время мини-лекции был в состоянии активного слушания.
2. Длительность минилекции в среднем составляет 10-15минут и не должна превышать 20минут. За это время тренер должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме.
3. Тренер во время мини-лекции использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, делает рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. В качестве метафор могут быть использованы притчи, анекдоты, поговорки, примеры из бизнес-практики.
4. Особыми выразительными средствами являются интонация, мимика, жесты и позы самого тренера. Желательно, чтобы в ходе мини-лекции тренер, как актер сыграл сценку, демонстрирующую конкретные примеры, которые являются иллюстрацией теоретической информации.
5. Во время всей мини-лекции тренер остается бдительным и максимально включенным как в группу в целом, так и в каждого участника в отдельности. Тренер не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником тренинга. Тренер старается удерживать внимание каждого участника тренинга на новой информации и не позволять вниманию флуктуировать или уходить с предмета лекции. Такое состсояние включенности называется “здесь и сейчас”. Тренер сам находится в таком состоянии во время мини-лекции, и, пользуясь выразительными средствами риторики, побуждает участников тренинга находиться в состоянии “здесь и сейчас”.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Lady Boo
Начинающий
Сообщения: 16
Регистрация: 27.01.2009
СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 13:33 Ответить с цитатой

Большое спасибо за рекомендацию и выдержки!!! Это то, что надо!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
solovya
Пользователь
Сообщения: 84
Регистрация: 27.01.2009
Откуда: Новосибирск
СообщениеДобавлено: Ср Янв 28, 2009 13:50 Ответить с цитатой

Пожалуйста! Подмигиваю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское