Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Философские вопросы arrow Материальность мира

мир материален?
нет
6%
 6%  [ 1 ]
да
93%
 93%  [ 14 ]
Всего проголосовало : 15
Материальность мира
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 9, 10, 11  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Dr.SiDr
Пользователь
Сообщения: 177
Регистрация: 17.09.2008
СообщениеДобавлено: Вт Июн 30, 2009 22:03 Ответить с цитатой

О Создателе Вселенной

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать что Вселенную и её гармонию породило высшее сознание.

Подробнее о материальности и нематериальности Вселенной читайте сдесь: http://www.rkprf.narod.ru/index.files/Page480.htm
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Жук в муравейнике
Пользователь
Сообщения: 2186
Регистрация: 11.04.2006
СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 07:18 Ответить с цитатой

Dr.SiDr писал(а):
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать что Вселенную и её гармонию породило высшее сознание.

Сказать можно все, что угодно. Даже с уверенностью.
Некоторые утверждают, что Вселенная вылетела из ноздри великого божества по имени Апчхибудьздравий ("Автостопом по галактике").
Осталось подтянуть доказательства.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SEKUNDA
Пользователь
Сообщения: 81
Регистрация: 02.03.2009
СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 20:34 Ответить с цитатой

Мир многолик,и низводить его до одной (или двух)форм существования это глупо.Наверняка все гораздо сложнее (или проще).Знаний нет,есть одни теории и спорить на эти темы бессмысленно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Жук в муравейнике
Пользователь
Сообщения: 2186
Регистрация: 11.04.2006
СообщениеДобавлено: Чт Июл 02, 2009 12:13 Ответить с цитатой

SEKUNDA писал(а):
Знаний нет,есть одни теории...

Знания есть, только вы об этом не знаете, потому что у вас нет знаний.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dr.SiDr
Пользователь
Сообщения: 177
Регистрация: 17.09.2008
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 00:55 Ответить с цитатой

Жук в муравейнике писал(а):
SEKUNDA писал(а):
Знаний нет,есть одни теории...

Знания есть, только вы об этом не знаете, потому что у вас нет знаний.

Ахаха)))))))
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Saloooo
Пользователь
Сообщения: 8057
Регистрация: 26.10.2006
Откуда: Из Любви - воздуха жизни
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 04:03 Ответить с цитатой

Жук в муравейнике писал(а):
SEKUNDA писал(а):
Знаний нет,есть одни теории...

Знания есть, только вы об этом не знаете, потому что у вас нет знаний.

Ответ по существу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
RESEARCH
Пользователь
Сообщения: 1407
Регистрация: 02.06.2009
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 04:50 Ответить с цитатой

У вас привычка обожествлять любой побудительный импульс.
Или начальство?
_______
то есть вне начальства вы превращаетесь в безвольный овощ который лежит на диване и тупо жрет ? печальная участь

самым простым примером является побудительный импульс заставляющий вас писать на этом форуме
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
RESEARCH
Пользователь
Сообщения: 1407
Регистрация: 02.06.2009
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 04:56 Ответить с цитатой

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать что Вселенную и её гармонию породило высшее сознание.
__________

на сегодняшний день ? это было очевидно всегда любому здравомыслящему человек
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Жук в муравейнике
Пользователь
Сообщения: 2186
Регистрация: 11.04.2006
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 06:57 Ответить с цитатой

Не любому. Только тем, кто в это бездоказательно верит.
Слова типа "это очевидно" применяют, когда нет других аргументов.

А кто породил это "высшее сознание"? Смеюсь Смеюсь Смеюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
RESEARCH
Пользователь
Сообщения: 1407
Регистрация: 02.06.2009
СообщениеДобавлено: Пт Июл 03, 2009 07:01 Ответить с цитатой

спрошу проще - откуда взялась вселенная ?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Saloooo
Пользователь
Сообщения: 8057
Регистрация: 26.10.2006
Откуда: Из Любви - воздуха жизни
СообщениеДобавлено: Сб Июл 04, 2009 03:30 Ответить с цитатой

Тот кто задает вопросы ради вопросов не существует... имидж (образ), бог
вопрос это и есть ответ, для того кто существует... существо, сущность... бог не сущность
информация в информации не материальна
информация материального не материальна
материальность информация не материальна и материальна, как сущность
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Saloooo
Пользователь
Сообщения: 8057
Регистрация: 26.10.2006
Откуда: Из Любви - воздуха жизни
СообщениеДобавлено: Сб Июл 04, 2009 03:32 Ответить с цитатой

RESEARCH писал(а):
спрошу проще - откуда взялась вселенная ?

Вселенная не исчезала Подмигиваю
чтобы браться, взяться...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Жук в муравейнике
Пользователь
Сообщения: 2186
Регистрация: 11.04.2006
СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 07:16 Ответить с цитатой

Saloooo писал(а):
Вселенная не исчезала Подмигиваю
чтобы браться, взяться...

Логично. Подмигиваю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SEKUNDA
Пользователь
Сообщения: 81
Регистрация: 02.03.2009
СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 21:36 Ответить с цитатой

Да я обсолютно согласен Жук с вами,у меня нет знаний из чего состоит Вселенная.А у вас?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
RESEARCH
Пользователь
Сообщения: 1407
Регистрация: 02.06.2009
СообщениеДобавлено: Пн Июл 06, 2009 22:49 Ответить с цитатой

Цитата:

Вселенная не исчезала
чтобы браться, взяться...

Логично.



первый играет словами, второй не зная что сказать поддакивает

итак если вселенная никогда не исчезала чтобы появляться
то тогда и высшее сознание никогда не исчезало чтобы его кто то порождал
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Saloooo
Пользователь
Сообщения: 8057
Регистрация: 26.10.2006
Откуда: Из Любви - воздуха жизни
СообщениеДобавлено: Вт Июл 07, 2009 00:56 Ответить с цитатой

RESEARCH писал(а):
Цитата:

Вселенная не исчезала
чтобы браться, взяться...

Логично.

первый играет словами, второй не зная что сказать поддакивает
итак если вселенная никогда не исчезала чтобы появляться
то тогда и высшее сознание никогда не исчезало чтобы его кто то порождал

Ты сам догадался или кто-то подсказал?
Когда кто-то хочет стать пупом земли или что-то доказать, он пытается начать сначала, а попытка его найти, есть предел откровений, за которое не легко шагнуть. Поэтому проще говорить что попало, чем по существу…
Многосложность мира не идет по спирали или не по спирали… она идет и никого не спрашивает. Если джин может помещаться в кувшине и "по зову" из него выходить, то исчезал ли джин в кувшине или он никогда не исчезал?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
RESEARCH
Пользователь
Сообщения: 1407
Регистрация: 02.06.2009
СообщениеДобавлено: Вт Июл 07, 2009 02:07 Ответить с цитатой

не буду касаться твоей манеры изложения скажу по существу

с точки зрения сущего - наша вселенная не только не существует но никогда не существовала
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Saloooo
Пользователь
Сообщения: 8057
Регистрация: 26.10.2006
Откуда: Из Любви - воздуха жизни
СообщениеДобавлено: Вт Июл 07, 2009 14:04 Ответить с цитатой

RESEARCH писал(а):
не буду касаться твоей манеры изложения скажу по существу

с точки зрения сущего - наша вселенная не только не существует но никогда не существовала

или же другими словами, что в принципе не может быть, того нет. Но при ближайшем рассмотрении, если все же существует, то чего нет, значит что-то в этом есть и когда несуществующее заполнило собой, то чего нет, оно возникло и перешло в разряд существующего и началось с того чего нет и в принципе не может быть. Из одного возникло все остальное. Так мир не исчезая стал проявлен… не буду касаться твоей манеры говорить и скажу по существу, если бы не было тебя, то не было бы для тебя ничего; но при этом ты не один и когда тебя не будет… мир останется и многие, многие будут касаться этого вопроса, только потому что он рождается в том месте нашего я, в котором оно начинается во вселенной…
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Жук в муравейнике
Пользователь
Сообщения: 2186
Регистрация: 11.04.2006
СообщениеДобавлено: Чт Июл 09, 2009 18:31 Ответить с цитатой

RESEARCH писал(а):
с точки зрения сущего - наша вселенная не только не существует но никогда не существовала

Совершенно бестолковая фраза.

Даю справку: СУЩИЙ - Подлинный, истинный, самый настоящий.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SIMURDEN
Пользователь
Сообщения: 399
Регистрация: 15.10.2008
Откуда: This Town.
СообщениеДобавлено: Чт Июл 09, 2009 22:21 Ответить с цитатой

RESEARCH писал(а):
не буду касаться твоей манеры изложения скажу по существу

с точки зрения сущего - наша вселенная не только не существует но никогда не существовала

Может эт с точки зрения ссущего?
Такое дело - если негде было и, наконец, пристроился где не положено, то вселенная , в этот момент мало значит.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sergey_g
Пользователь
Сообщения: 7067
Регистрация: 22.03.2006
Откуда: SPb
СообщениеДобавлено: Пт Июл 10, 2009 16:20 Ответить с цитатой

Shella, привет. Улыбаюсь, шучу
Если ещё есть актуальность в теме, прочти ещё одну т.з. -
http://slava.3bb.ru/viewtopic.php?pid=22282#p22282
Может вначале следует рекламу задавить..
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shella
Пользователь
Сообщения: 3146
Регистрация: 03.08.2004
СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 01:45 Ответить с цитатой

привет.
завтра почитаю, но думаю, что конечно же ненаучна, общая картина мира.

мне вот что понравилось - http://www.organizmica.org/archive/101/rm.shtml :
Цитата:
Различные материальности

А.А. Тюняев, 05.01.04 г.

Материальность наблюдателя и материальность исследуемого организма, их соотношение дает нам возможность ответить на вопрос о невозможности познания «других измерений», «нематериального мира» и др. У нас, в этом случае наблюдателей, нет инструментов, которыми мы могли бы исследовать другую материальность.

Но эти трудности, как показывает история, временны. Так, например, был изобретен микроскоп, который инструментарно «усилил наше зрение», мы теперь можем наблюдать за клетками и более мелкими организмами.

Не исключено, что в скором времени будет изобретен супермикроскоп, которым мы сможем наблюдать за структурой кварков.

Те же функции, увеличение способности «зрения», выполняют телескопы, расширяя границы нашей материальности.

Интересно, что, по сути, способ исследовать мир другой материальности, нежели наша, заключен в том, как совместить нашу реальность с реальностью отличной от нашей, но исследуемой в данном опыте.

Отвергать заранее существование другой материальности нельзя, поскольку может случиться так, что материальность наблюдателя и исследуемая другая материальность при определенных условиях пересекутся – например, изменением интервала наблюдателя.

История знает этому множество примеров, как-то: передача информации на расстоянии через телефон, телевизор, Интернет; выход на орбиту Земли в космическом аппарате; путешествие в глубины океана в батискафе и др.

Изучение другой материальности дело всего лишь того, как найти такую материальность, которая бы была областью пересечения нашей материальности с другой материальностью.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shella
Пользователь
Сообщения: 3146
Регистрация: 03.08.2004
СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 02:09 Ответить с цитатой

Цитата:
Признаки живого организма

А.А. Тюняев, 03.01.04 г.

Существует такое изменение организма, которое организм устраняет сам.
Существует такое поведение организма, которое организм определяет сам.
Организм прибегает к размножению.
Организм обладает признаками динамической организации.

Цитата:
Жизнь или не жизнь: в чем здесь вопрос?

А.А. Тюняев, 20.10.03 г.

... организмы делятся на три главных течения: живой-неживой, самовоспроизводящийся-внешневоспроизводимый, разумный-неразумный.

Деление внутри каждого течения осуществляется по принципу двоичного кода: присутствует или отсутствует.

Живой-неживой – у живых организмов в структуре имеется матрица, способная поддерживать структуру организма в постоянном виде.
Разумный-неразумный – у разумных организмов в структуре имеется матрица, способная изменять структуру своего организма в зависимости от внешних на него воздействий.
Самовоспроизводящийся-внешневоспроизводимый – у самовоспроизводящихся организмов в структуре имеется матрица, способная производить копию этого организма за его же счет.
Из такого деления организмов следует, что организмы (предположительно) могут быть такими:
неживой-неразумный-внешневоспроизводимый [0-0-0];
неживой-неразумный-самовоспроизводящийся [0-0-1];
неживой-разумный-внешневоспроизводимый [0-1-0];
неживой-разумный-самовоспроизводящийся [0-1-1];
живой-неразумный-внешневоспроизводимый [1-0-0];
живой-неразумный-самовоспроизводящийся [1-0-1];
живой-разумный-внешневоспроизводимый [1-1-0];
живой-разумный-самовоспроизводящийся [1-1-1];

Цитата:
Кто прав: Дарвин или Бог

Чарльз Дарвин утверждал, что эволюция является тем механизмом, что создал нас с вами и прочий живой мир.

Верующие утверждают, что Бог создал Землю и все на ней.

Кто прав?

Согласно следствию 2.3. Постулатов Организмики, гласящему: «Матрица организма меняется под воздействием самого организма либо другого организма», спор теряет основание. Становиться ясно, что и Бог может изменить организм, и сам организм может измениться по собственной воле или ввиду собственных интересов.

При этом, крайних вариантов не бывает: либо Бог, либо сам организм, поскольку любой организм является частью Бога. И тот, что изменился по своей воле, является вместе со своей волей частью Бога.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shella
Пользователь
Сообщения: 3146
Регистрация: 03.08.2004
СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 02:26 Ответить с цитатой

Цитата:
3.1.9. Материя
Платон впервые ввел понятие «материя» (hyle). В диалоге «Тимей» Платон: материя - лишенный качеств субстрат (материал), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний.

Аристотель: для того, чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма (душа - в живом). Материя бесконечно делима, лишена в себе самой всякого единства и определенности.

В итоге у древнегреческих мыслителей все свелось к дуализму единого, неделимого, неизменного, с одной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. Преобладала идея космоцентризма.

Софисты (учителя мудрости), а с ними и Сократ (ок. 470 - 399 годы до н. э.) поставили человека в центр философского внимания, чем на долгие годы придал развитию науки некоторую однобокость.

3.1.10. Диалектика
Платон и его ученики в диалектике (греч. dialektike - беседовать, рассуждать) различают в человеке бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа - едина и неделима, тело, состоящее из материи, - делимо и состоит из частей. Однако на вопрос: почему самостоятельная душа нуждается в теле, и как связаны между собой душа и тело, вразумительно Платон отвечать затруднялся.

Аристотель: человек - общественное животное, наделенное разумом; «…государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования» [Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 462.] Аристотель выделял несколько уровней души: растительную, животную и разумную. Аристотель рассматривает тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни.

Эпикур (341 - 270 годы до н. э.) считал: индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и соображений пользы и удовольствия.

3.1.11. Христианская философия
После этого на несколько столетий развитие науки притормозилось, попав под угнетающее воздействие устанавливающегося христианства.

Христианская философия установила: есть только одно абсолютное начало - бог, все остальное - его творение. В Ветхом завете бог сообщает о себе человеку: «Я есмь Сущий», оставаясь недоступным познанию, но с другой стороны предлагающим толкование текстов Библии как основного пути своего познания. Дьявол - это небытие, прикидывающееся бытием. После завоевания значительной части мира христианству для научного обоснования своих догматов потребовались в том числе и достижения античных ученых.

Христианский монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274) высшим началом именует само бытие, под бытием разумеет христианского бога и вслед за Аристотелем различает четыре уровня бытийности вещей. На низшей ступени бытия - кристаллы, неорганические элементы - форма составляет лишь внешнюю определенность вещи. На второй ступени - растения - форма предстает как конечная величина вещи, которой внутренне присуща целесообразность. Третий уровень - животные - форма есть действующая причина. На этих трех уровня форма организует материю, одушевляя ее. Четвертый уровень - здесь форма предстает сама по себе, независимо от материи. Это учение под названием неотомизма возродилось в XX веке и стало одним из наиболее значительных течений в католической философии на Западе.
Новая парадигма в науке – парадигма Организмики
http://www.organizmica.org/archive/011/np.shtml
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Shella
Пользователь
Сообщения: 3146
Регистрация: 03.08.2004
СообщениеДобавлено: Сб Июл 11, 2009 03:43 Ответить с цитатой

а вот В.С. Егоров. Философия открытого мира
Цитата:
Бесконечность и материальность мира
Проблема бесконечности представляет мировоззренческий интерес именно в связи с основным тезисом мономатериализма - о материальности мира. В советской философии решение этой проблемы было идеологизировано. Если материя, равная вселенной, конечна, то, следовательно, все, что стоит за этим, нематериально, а это отступление от диалектического материализма.

Из этого делался вывод, что бесконечность материального мира - понятие более широкое, чем бесконечность вселенной. Другими словами, все так или иначе сводилось к мономатериализму как мировоззренческому представлению, независимо от словесного признания или отрицания этого факта.

Удивительно при этом, что зарубежная наука и философия, как и наша, ныне раскрепощенная от идеологической зависимости, вооруженная новыми методами и современной техникой исследований, так или иначе остаются в плену мономатериализма. По-иному трактуется лишь происхождение материи. И если в начале XX века А. Эйнштейн происхождение материи связывал с пространством, то в конце века И. Пригожин связывает происхождение материи со временем. И в том, и в другом случае сущность материи выводится из ее свойств, а свойства эти поглощают друг друга: Эйнштейн говорит об опространствовании времени, а Пригожин - об овременении пространства.

С одной стороны, утверждение Пригожина о том, что современная наука не является ни материалистической, ни детерминистической, ни редукционистской, прямо отрицает мономатериализм; с другой - он говорит о новом понятии материи, из чего следует, что он по-прежнему связывает с ней мировоззренческую проблематику. В этом можно увидеть попытку установить границу между наукой и философией, а можно и обнаружить противоречие системы, нестыковку ее исходных понятий. Нам представляется более вероятным второе допущение.

За пределами всеобъемлющей материальности мира и мономатериализма как его мировоззренческой концепции не обязательно видеть идею и идеализм, или теологическое представление о сотворении мира Богом, или его современную телеологическую версию.

Почему бы, например, не подумать о том, что это лишь более широкое и глубокое представление о мире, сущностные основы которого уже сейчас на верифицируемом уровне не могут быть сведены к материи?! В ее понятие не вмещается не только антиматерия, но и информация. И чем дальше, тем больше будут расширяться сущностные основы мира за пределы материи, обнаруживая все очевиднее односторонность мономатериалистического подхода.

Положение о материальности мира не согласуется, например, с понятием сингулярности, согласно которому вселенная имеет исходную точку с нулевым радиусом, из которой в результате Большого Взрыва образовались материальные массы разбегающихся галактик. Для того чтобы доказать образование материи из "ничто", приходится допускать происхождение материи из пространства или времени.

Когда И. Пригожин говорите происхождении материи из времени (имеется в виду существование стрелы времени до Большого Взрыва и возникновения вселенной) предполагается его исходная самодостаточность. Однако такое представление не имеет достаточных оснований, как, впрочем, и сама теория возникновения вселенной в результате "Большого Взрыва". Ведь с понятиями ее начала и конца, связаны однонаправленность и необратимость времени, в то время как вселенная характеризуется сосуществованием прошлого, настоящего и будущего в одном темпомире.

Представление, согласно которому понятие материи отождествляется с материальным миром, а тот - со вселенной, делает последнюю не только целостной, но и качественно единой. И тогда представление о плюралистической вселенной исключается.

Но как же тогда быть с антиматерией, множественностью вселенных, природа которых не может быть a priori ограничена известными нам понятиями гравитации, метрического пространства и времени, структуры и т.д.?

Первоочередное значение приобретает преодоление мировоззренческого представления о материальности мира. А это означает и кардинальное изменение не только математических и физических понятий, но и самих принципов этих наук.

Академик РАН Н. С. Кардышев считает, что мы слишком переоцениваем наши знания о строении вселенной, "возможно, бесконечной в пространстве и во времени и в многообразии форм и законов". "Достаточно вспомнить, - пишет он, - что современная астрономия изучает лишь менее 5% средней плотности окружающей нас материи, а более 95% составляет скрытая масса (выделено мной. - В. Е.), проявляющаяся только по ее гравитационному воздействию. Скрытая материя, возможно, составляет основную долю массы нашей и других галактик и доминирует в межгалактическом пространстве...".

А вот еще более интересное утверждение: "Современная физика элементарных частиц принимает в качестве гипотетического фундамента (выделено мной. - В. Е.) симметрию между правым и левым: каждая элементарная частица имеет зеркальный аналог, то есть могут быть зеркальные электроны, позитроны, нейтроны, мезоны, нейтрино, фотоны, глюоны, кварки и др. - все виды известных частиц.

"Наши" частицы могут взаимодействовать с зеркальными... только гравитационно. Из этих частиц могут быть образованы зеркальные атомы, звезды,.. галактики и их скопления. Не исключено, что где-то там существуют и внеземные цивилизации. В зеркальной вселенной должен быть свой, невидимый для нас, спектр электромагнитного излучения... Значительная часть скрытой массы является зеркальным веществом (выделено мной. - В. Е.)". Автор не выходит в своем понимании зеркального вещества, вплоть до зеркальной вселенной, за рамки мономатериализма. Однако уже сейчас доказана относительность замкнутости природных объектов. Из этого следует, что они не могут описываться математикой и физикой прошлого столетия.

В этой связи представляется тупиковой теория вселенной со сложной топологией и туннелями, о которой говорит Н. С. Кардышев. "Система из двух туннелей, обеспечивающая движение в прямом и обратном направлении, для внешнего наблюдателя будет весьма сходной с двойной системой, состоящей из черной и белой дыр. Через аналог черной дыры будет возможен проход из нашей мини-вселенной в другую... мини-вселенную. Через аналог белой дыры открыт доступ в наш мир". Механистическое представление о мире здесь представлено во всей его полноте: если раньше речь шла о силовом взаимодействии различных систем и структур единого материального мира, то сейчас это переносится в область взаимодействия между "настоящими" и ненастоящими материальными структурами и соответствующими мирами и антимирами.

Бесконечность вселенной
Проблема бесконечности вселенной была сформулирована еще древними философами. К ней, как мировоззренчески предельной, всякий раз возвращаются наука и философия при пересмотре и углублении картины мира.

С позиции материалистического монизма понятие вселенной в конечном счете сводится к материи (материальному миру) [2]. Классическая наука и философия рационализма рассматривали вселенную как замкнутую систему, поскольку вне материи "нет ничего".

Релятивистская космология принципиально не вышла за рамки такого понимания вселенной. В рамках того же самого объекта, что и у классической космологии, Эйнштейн выдвинул постулат однородности и изотропности вселенной, а также положение о ее стационарности. Однако он отождествлял последнюю с метагалактикой и считал ее единственной и последней.

Другими словами, замкнутость вселенной распространилась на еще более высокий уровень, но не была преодолена принципиально.

В 70-е гг. А. Л. Зельмановым была сформулирована космологическая проблема, согласно которой метагалактика является частью физической системы большего масштаба, из чего делалось предположение о существовании других вселенных.

В 70-е гг. В. А. Амбарцумян говорит уже о существовании других вселенных как об астрономической гипотезе. Им же была выдвинута космогоническая теория, из которой вытекает предположение о существовании сверхплотных тел.

В 90-е гг. американские ученые выдвинули положение о множественности вселенных, а в последнее время - о миллиардах вселенных.

"Любая космологическая теория способна описывать лишь определенные фрагменты неисчерпаемого материального мира. ...Материя (материальный мир) не может быть объектом космологии", - считает В. В. Казютинский. Материя, таким образом, превращается в сугубо гносеологическое понятие, что еще раз свидетельствует о несостоятельности мономатериализма.

Особую актуальность проблема бесконечности приобрела в релятивистской космологии. Согласно этой теории, бесконечность "искривленного" пространства не тождественна его безграничности (безграничным может быть и конечное пространство!). В релятивистской космологии теоретически возможно построить "миры" как с конечными, так и с бесконечными пространственными сечениями, которые имеют начало во времени. С созданием неэвклидовых геометрий, релятивистской теории гравитации и космологии выяснилось, что так называемая метрическая бесконечность имеет различный характер в эвклидовых и неэвклидовых пространствах. Для эвклидова пространства бесконечность и безграничность совпадают. Неэвклидово же пространство, будучи безграничным, может быть замкнутым, конечным. В замкнутом пространстве нет ни начала, ни конца, но оно является конечным.

Или возьмем заключение о нестационарности пространственной метрики, которое является следствием теории Большого Взрыва. В этом случае, пишет Г. И. Наан, существуют две возможности с точки зрения характера эволюции. Началом эволюции в том и в другом случае является взрыв сверхплотного вещества, находящегося в точке с нулевым радиусом. (В случае отрицательной или нулевой кривизны R не является радиусом чего бы то ни было.) Скорость изменения масштабного фактора R(t) вначале неограниченно велика. Со временем R(t) замедляется. Далее есть две возможности. Если кривизна пространства отрицательна или равна нулю, то расширение продолжается неограниченно; если же кривизна положительна, то расширение сменяется сжатием, которое завершается сжатием в точку. В первом случае пространство метрически бесконечно, во втором - конечно. Пока данные наблюдений оставляют вопрос о метрической конечности-бесконечности вселенной открытым. Мы не можем быть уверены в том, что метрическая характеристика бесконечности достаточна. Уже в первые годы существования релятивистской космологии ставился вопрос о том, что у нас нет никаких данных о топологии пространства, а ведь только при ее наличии по знаку кривизны пространства можно судить о его конечности-бесконечности.

За истекшее время концепция "Большого Взрыва" приобрела, пожалуй, больше противников, чем сторонников. Так, школа академика РАН А. Логунова отрицает понятие космической сингулярности, когда вся материя имеет бесконечную плотность, сосредоточенную в одной точке, и предлагает рассматривать объекты с совершенно конкретными характеристиками массы, плотности энергии.

Гипотеза возникновения вселенной в результате Большого Взрыва неубедительна, поскольку наши знания макромира и соответствующие законы не работают уже при плотности, превышающей 10 в 23 степени г/см в кубе, а именно за этими пределами скрыты тайны "начальных условий" и новых, еще не известных нам взаимодействий.

Антиматерия и бесконечность мира
Выделение антиматерии как одной из сущностных основ мира наряду с материей уже не предположительно, а доказательно свидетельстует о бесконечности мира. Количественное соотношение материи и антиматерии изначально дано в такой пропорции, которая позволяет поддерживать в рамках мира известную упорядоченность. Адана эта пропорция может быть лишь самой безначальностью-бесконечностью мира как единственно возможным способом ее саморегуляции.

Антиматерия исключает время и пространство как всеобщие формы бытия материи, как и саму материю и ее бытие. Отсутствие начала и конца мира исключает однонаправленность, а вместе с ней и развитие, становление, прогресс (от начала к концу, от низшего к высшему и т.д.).

В этих условиях фундаментальными мировоззренческими понятиями наряду с материей и антиматерией являются хаос и порядок, а также объективное идеальное и информация, понятия, выражающие и транслирующие сущностные связи мира этого уровня. Можно предположить, что в безначально-бесконечном мире происходит появление и исчезновение составляющих его вселенных. С этой точки зрения можно предположить возникновение нашей вселенной вследствие Большого Взрыва и появление в связи с этим в известные сроки Солнечной системы, Земли, жизни, человека с его сознанием и т.д. Это наш темпомир. Очевидно, для других вселенных могут быть характерны и иные.

Но поскольку все они находятся в рамках безначально-бесконечного мира, они могут рассматриваться лишь как его частный случай и не могут быть предельными мировоззренческими понятиями, как и материя, бытие, время и пространство в качестве всеобщих форм существования.

Предельным мировоззренческим понятием является открытый, безначально-бесконечный мир. Это понятие допускает и даже предполагает бесконечность неизвестных нам сущностных основ мира, скрытых пока за понятиями материи и антиматерии, бесконечности вселенных и их качественного разнообразия. И не допускает перенесения представления об этих и любых других частных проявлениях мира на мир в целом. Целое в данном случае - это нечто законченное, системное образование.

О мире ничего кроме того, что он открыт и в этом смысле безначально-бесконечен, сказать нельзя.

Такое представление о мире - тоже, конечно, лишь гипотеза, но ее бесспорное преимущество в том, что она исключает нарциссизм человека и превращение понятий о мире, соответствующих достигнутому уровню его познавательной способности, в завершенную конструкцию, их абсолютизацию. "Окошечко в мир", о котором писал И. Пригожин, оказывается в этом случае еще меньше. Но это не исключает, а предполагает оптимизм в смысле реальной оценки человеком своих возможностей, определения своего места в мире, сосредоточивая внимание на развитии человеческого в человеке, на первостепенной важности совершенствования его познавательных способностей и приращения разумности.

http://society.polbu.ru/egorov_openworldphilo/ch27_all.html
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 6 из 11 На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 9, 10, 11  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское