Автор |
Сообщение |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Сб Июл 23, 2005 03:37 |
|
|
Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений, принципов, эмоций, оценок, определяющих видение и понимание мира, места в нем человека, а также вытекающих из указанных принципов жизненные позиции, программы поведения и деятельности людей.
Мифологическое мировоззрение (мифология) - исторически первая форма мировоззрения, объясняющее процессы и явления природы, личной и общественной жизни действиями вымышленных существ, сил, факторов.
Элементами мифологии являются тотемизм, анимизм, фетишизм (который породил каннибализм в двух формах - экзоканнибализм и эндоканнибализм).
Какие элементы мифологии вы встречали в настоящей жизни среди других или у самого себя?
Могут ли элементы мифологии на новом переосмыслении вернуться в культуру (типа по закону отрицания отрицания Гегелевской диалектики)?
Можете ли вы сказать, что детство более характеризуется мифологическим мировоззрением, чем взрослость? И чем отличается детская мифология от исторически ранее существовавшей?
|
|
|
|
|
 |
- Анири -Пользователь
Сообщения: 214 Регистрация: 30.05.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Июл 23, 2005 21:45 |
|
|
На мой взгляд, Мифологическое мировоззрение ни куда и не исчезло.
Просто теперь оно немного видоизменилось. Осовременилось что ли.
|
|
|
|
|
 |
ЗеркалоПользователь
Сообщения: 6181 Регистрация: 11.08.2004
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 00:01 |
|
|
Социум как жил, так и живёт мифологией. Просто мифы сейчас другие.
Для современного потребительского общества мифологией стал БРЕНД.
Брендинг функционирует точно также как мифология.
Есть и другие мифы.
Не говоря уже о том, что сохранилось огромное количество фрагментов старых мифов в виде разнообразных суеверий. Все эти глупости про астрологию, карму и т.п. наполняющие головы большинства людей - это чистой воды мифология.
Что касается детей, то в возрастной психологии существует тот же закон, что и в эмбриологии. Филоогенез повторяется в онтогенезе.
Хотя содержательно детская мифология может отличаться от исторической.
|
|
|
|
|
 |
KyклаПользователь
Сообщения: 3475 Регистрация: 13.05.2005
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 00:06 |
|
|
Мифы - это скрытое знание, которое испосылается людям "сверху", осознать это знание люди, до некоторых пор, не могут, поэтому облекают его в мифы, сказки, побасенки, поговорки и наделяют их ИСТОРИЧЕСКИМ смыслом, что бы оправдать тот ЗАПРЕТ, который не позволяет им нарушать всё, противоречащее данному знанию.
Сказки - это типичные проявления подсознания.
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 08:33 |
|
|
Есть мировоззрение, которое необходимо для практики, для успешной ориентации и деятельности в объективном мире.
Есть мировоззрение, которое необходимо для отдыха, чтобы отвлечься от объективного сознания и погрузиться в мир сверхъестественных представлений.
|
|
|
|
|
 |
KyклаПользователь
Сообщения: 3475 Регистрация: 13.05.2005
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 10:43 |
|
|
Андрюша, ты , когда не теребишь по пустякам своего младшего "гуранчика", очень умный и сознательный.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 12:21 |
|
|
...а также дилинг и шмуклинг
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 12:38 |
|
|
Kyкла писал(а): |
Андрюша, ты , когда не теребишь по пустякам своего младшего "гуранчика", очень умный и сознательный.  |
А что, я могу для этой темы и гуранскую идею развернуть в полном объёме...
|
|
|
|
|
 |
ЗеркалоПользователь
Сообщения: 6181 Регистрация: 11.08.2004
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 14:35 |
|
|
moisha писал(а): |
...а также дилинг и шмуклинг |
И не только, Мойш! Есть ещё множество сужающих сознание мифологий:
Героин и Интернет, литература и искусство, пост и молитва, славянофильство и западничество, рок-музыка и попса, асаны и пранаямы, военные парады и кислотные дискотеки, а также -
шоппинг, шейпинг, клабинг, экстриминг, драйвинг, дайвинг, дрэг-рейсинг, скейтинг, факинг, … ... .... и весь прочий вялотекущий дайинг… То есть смерть при жизни…
|
|
|
|
|
 |
KyклаПользователь
Сообщения: 3475 Регистрация: 13.05.2005
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 19:26 |
|
|
Асаны, дайвинг и дискотеки мне близки
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 19:39 |
|
|
а шмуклинг, тем более факинг и жопинг ?
|
|
|
|
|
 |
кошка авгус-тинканоябрьская кошка
Сообщения: 16139 Регистрация: 18.11.2003 Откуда: СССР
|
|
Добавлено: Вс Июл 24, 2005 22:49 |
|
|
Globall, боюсь переврать Кундеру, по-моему, так: "любовь начинается с метафоры"
И опять же по мотивам Кундеры - любая любовь, не только в контексте межличностных отношений (и любовь как стремление мечта цель и любовь как нежность) начинается с метафоры, мифа.
Я о том, что мифологическое мировозрение никуда не делось. Просто современному человеку его труднее различить, идентифицировать
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Пн Июл 25, 2005 00:22 |
|
|
Зеркало писал(а): |
Для современного потребительского общества мифологией стал БРЕНД.
Брендинг функционирует точно также как мифология. |
Не сказал бы, что точно так же, но сходство есть. Если смотреть с точки зрения потребителя, то он приписывает определенному продукту иногда чуть ли не сверхъестественные свойства на основании только названия фирмы, его выпускающего. Только все-таки в основе этого лежат достаточно рациональные представления о технологическом превосходстве этой конкретной фирмы над другими (или сформировано рекламой, но все равно чисто на веру это не воспринимается, всегда остается достаточная доля скепсиса). Да и фирма - реально существующая организация. В мифологии же те или иные события, явления, свойства предметов объясняются через обращение к миру потустороннему - богам, духам, надфизическому миру.
Сходство здесь в эмоциональной насыщенности приписываемых предмету качеств - их фетишизации. Разница - в степени веры в это. С появлением более лучшего продукта потребитель просто откажется от предыдущего, а в случае с богами предполагается уже вера, аксиоматический характер объяснений.
Цитата: |
сохранилось огромное количество фрагментов старых мифов в виде разнообразных суеверий. Все эти глупости про астрологию, карму и т.п. наполняющие головы большинства людей - это чистой воды мифология. |
Вот это точно. Как выражался Выготский - это архелогический пласт у нас в психике, оставшийся еще с предыдущих этапов исторического развития.
Цитата: |
Хотя содержательно детская мифология может отличаться от исторической. |
Мне интересна именно содержательная сторона. Может вспомните пару примеров?
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Пн Июл 25, 2005 00:43 |
|
|
Kyкла писал(а): |
Мифы - это скрытое знание, которое испосылается людям "сверху", осознать это знание люди, до некоторых пор, не могут, поэтому облекают его в мифы, сказки, побасенки, поговорки и наделяют их ИСТОРИЧЕСКИМ смыслом, что бы оправдать тот ЗАПРЕТ, который не позволяет им нарушать всё, противоречащее данному знанию.
|
С первого прочтения ясно, что автор строк следует классической психоаналитической традиции. Если говорить проще, то иными словами ваша фраза значит следующее: мифы - истории о вымышленных существах (богах), в содержании которых находятся правила, следуя которым - значит жить правильно.
Извините, отбросил все психоаналитические аспекты
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Пн Июл 25, 2005 00:52 |
|
|
Л-К писал(а): |
Globall, боюсь переврать Кундеру, по-моему, так: "любовь начинается с метафоры"
|
Любовь начинается с неосознаваемого иделизированного ожидания объекта своей любви. Это представление объекта диффузно и неопределенно, но с ним ассоциируются переживания страсти, безумия, нежности и счастья. Пожалуй, можно это назвать метафорой, Кундера прав
После того, как объект найден (и если столкновение мечты с реальностью прошло в целом хорошо), то может наблюдаться элемент мифологии - объяснение так удачно произошедшей встречи "судьбой", "велением Богов". Хотя на самом деле человек сам себя подготовил внутри уже задолго до реальной встречи. Короче, куча материала для психоанализа
|
|
|
|
|
 |
ХеймдалльПользователь
Сообщения: 2412 Регистрация: 03.03.2004
|
|
Добавлено: Пн Июл 25, 2005 14:21 |
|
|
не мифологическое ("научное") мировоззрение - есть не более чем миф всилу того, что подсознание человека по любому держиться на архетипах. Без архетипов люди бы видели сугубо научные сновидения, например. И летать бы во сне не умели, всилу того, что это не доказано наукой.
|
|
|
|
|
 |
vvjПользователь
Сообщения: 798 Регистрация: 27.07.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 27, 2005 13:08 |
|
|
Globall
\\\ Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений, принципов, эмоций, оценок, определяющих видение и понимание мира, места в нем человека, а также вытекающих из указанных принципов жизненные позиции, программы поведения и деятельности людей.
*
Принимается.
*
\\\ Мифологическое мировоззрение (мифология) - исторически первая форма мировоззрения, объясняющее процессы и явления природы, личной и общественной жизни действиями вымышленных существ, сил, факторов.
*
Не понятна трактовка «вымышленности». Что это такое? Как Вы можете причислить что-либо к вымышленному? И потом, вымышленность совсем не отрицает возможности наличия, скорее предполагает ее (почему «вымыслилось» именно это, а не что-нибудь иное?).
Особое сопротивление вызывает связка «мифологическое мировоззрение». Это что, какое-то второе (N- ное мировоззрение)? Получается, что человек имеет основное (соответствующее его представлению действительности) мировоззрения и какое-то «дополнение», имеющее сомнительное отношение к реальности. Считаю такую множественность мировоззрений для одного человека неправомочной. Допускаю наличие в целостном мировоззрении человека отдельной специфической области, степень соответствия действительности положений которой принимается им достаточно низкой (но не более того).
Соответственно не разделяю положения о смене форм мировоззрения. Просто все больше положений мировоззрения выводятся из области необъяснимого.
Ваше представление о мифологизации мировоззрения можно интерпретировать более понятным принципом познания мира – «модельности» его представления. Ведь абсолютное (полное) знание невозможно и мы вынуждены ограничиваться упрощенным (модельным) представлением сущего.
*
\\\ Элементами мифологии являются тотемизм, анимизм, фетишизм (который породил каннибализм в двух формах - экзоканнибализм и эндоканнибализм).
Какие элементы мифологии вы встречали в настоящей жизни среди других или у самого себя?
Могут ли элементы мифологии на новом переосмыслении вернуться в культуру (типа по закону отрицания отрицания Гегелевской диалектики)?
*
Указанные Вами «элементы мифологии» являются обоснованными составными частями модельных представлений сущего, естественно возникших в истории человеческой цивилизации.
Основной проблемой настоящего момента является нетерпимость положения разорванности всего человеческого знания между «научным» и «не научным». «Научное» уже не может удовлетворить глубиной исследования основных вопросов человеческой жизнедеятельности, а практическим использованием «не научного» знания человек доказывает его право на существование. Поэтому задачей является объединение всего человеческого знания в стройную систему с выработкой соответствующей модели всего сущего.
*
\\\ Можете ли вы сказать, что детство более характеризуется мифологическим мировоззрением, чем взрослость? И чем отличается детская мифология от исторически ранее существовавшей?
*
Сравнение детского мировоззрения со взрослым в такой постановке не правомочно. Принципиальной разницей является то, что детское мировоззрение (в условиях значительно меньших знаний) более модельно (упрощенно), чем взрослое. А взрослое содержит искусственно привнесенные в процессе жизни стереотипы в большем количестве, чем детское.
*
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Ср Июл 27, 2005 17:07 |
|
|
vvj писал(а): |
Не понятна трактовка «вымышленности». Что это такое? Как Вы можете причислить что-либо к вымышленному? И потом, вымышленность совсем не отрицает возможности наличия, скорее предполагает ее (почему «вымыслилось» именно это, а не что-нибудь иное?). |
Чего непонятного? Мифологическое мировоззрение изучено вдоль и поперек. Прежде чем писать это, хотя бы любой учебник философии посмотрели. Кстати, озадачившее вас определение как раз из такого учебника. Здесь я не собираюсь спорить о категории вымышленности - реальности, а принимаю общепринятую позицию. Вымышленные существа, силы, факторы в данном случае - это боги, души, другие нематериальные существа или явления, которые по представлениям мифологии оказывали прямое воздействие на наблюдаемые явления природы. К примеру, гроза объяснялась тем, что какой-то бог едет на колеснице по небу и бросает копье, а гром - это грохот колес его колесницы. В мифологическом мировоззрении первый вопрос, который задается при попытке объяснения явлений - "кто это сделал?", в то время как в появившейся позже философии этот вопрос заменился на "из чего это произошло?", т.е. стали предприниматься попытки объяснить мир через него самого.
Цитата: |
Ваше представление о мифологизации мировоззрения можно интерпретировать более понятным принципом познания мира – «модельности» его представления. Ведь абсолютное (полное) знание невозможно и мы вынуждены ограничиваться упрощенным (модельным) представлением сущего. |
Вы хоть понимаете разницу между мифологическим и научным мировоззрением, и какой скачок мысли, кардинальная переориентация произошла при смене одного другим?
С другой стороны, вы явный сторонник теории моделей. Но дело в данном случае не в моделях, а вообще в отношении человек-мир. Похожая проблема при понимании возникла при появлении теории относительности - чтобы понять ее, надо изменить некие базовые конструкты сознания, систему ориентиров, и только тогда возможно адекватное построение моделей.
*
Цитата: |
Указанные Вами «элементы мифологии» являются обоснованными составными частями модельных представлений сущего, естественно возникших в истории человеческой цивилизации. |
Это что, простите, за хрень? Объясните - что для вас вообще модельное представление и его части?
Цитата: |
Основной проблемой настоящего момента является нетерпимость положения разорванности всего человеческого знания между «научным» и «не научным». «Научное» уже не может удовлетворить глубиной исследования основных вопросов человеческой жизнедеятельности, а практическим использованием «не научного» знания человек доказывает его право на существование. Поэтому задачей является объединение всего человеческого знания в стройную систему с выработкой соответствующей модели всего сущего. |
Этим занимается философия. Посмотрите в учебники "функции философии - мировоззренческая функция - интегрирующая функция".
Цитата: |
Сравнение детского мировоззрения со взрослым в такой постановке не правомочно. Принципиальной разницей является то, что детское мировоззрение (в условиях значительно меньших знаний) более модельно (упрощенно), чем взрослое. А взрослое содержит искусственно привнесенные в процессе жизни стереотипы в большем количестве, чем детское.
* |
На мой взгляд, наоборот, очень даже правомочно, увлекательно и удивительно! Вещи, вроде бы свойственные только прошлым историческим периодам (а именно мифологический тип отношения человек-мир), спонтанно проявляются у ребенка в очень интересных вариациях и конкретных выражениях.
|
|
|
|
|
 |
vvjПользователь
Сообщения: 798 Регистрация: 27.07.2005
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 09:32 |
|
|
Globall
\\\ Чего непонятного? Мифологическое мировоззрение изучено вдоль и поперек. Прежде чем писать это, хотя бы любой учебник философии посмотрели. Кстати, озадачившее вас определение как раз из такого учебника.
*
Я не склонен безусловно доверять всему написанному, и высказываю свою точку зрения (предлагаю, если обсуждать, то по существу).
*
\\\ Здесь я не собираюсь спорить о категории вымышленности - реальности, а принимаю общепринятую позицию.
*
Вы, наверное, имеете в виду позицию принятую в материалистических научных кругах? Тогда так и говорите (не ссылаясь на «общепринятость»).
*
\\\ Вымышленные существа, силы, факторы в данном случае - это боги, души, другие нематериальные существа или явления, которые по представлениям мифологии оказывали прямое воздействие на наблюдаемые явления природы. К примеру, гроза объяснялась тем, что какой-то бог едет на колеснице по небу и бросает копье, а гром - это грохот колес его колесницы.
*
Как мне представляется, Вы неправомочно пытаетесь абсолютизировать настоящее научное знание. И то представление грозы, которое указали Вы, и современное «научное» ее представление – модельные (более или менее, соответствующие действительности). Но более адекватной будет модель на основе всего (общего) человеческого знания (и «научного» и «не научного»).
*
\\\ В мифологическом мировоззрении первый вопрос, который задается при попытке объяснения явлений - "кто это сделал?", в то время как в появившейся позже философии этот вопрос заменился на "из чего это произошло?", т.е. стали предприниматься попытки объяснить мир через него самого.
*
Мне уже приходилось сталкиваться с людьми, утверждающими, что у них более одного мировоззрения. Они даже пытались мне объяснять, когда какое они применяют (например, научное и религиозное). Но считаю такую постановку вопроса не правильной.
Мировоззрение, это не нечто вымышленное, искусственно созданное, а именно «видение мира», «воззрение на мир» (представление мира).
Указанная связка (мифологическое мировоззрение) используется «оторванными» от действительности материалистами (атеистами) для преднамеренно уничижительной дискредитации осуждаемого ими мировоззрения большей части человечества (как правило, религиозного). Такое искусственное манипулирование не только ошибочно, но и предельно неконструктивно («собака лает, а караван идет»).
Указанное Вами «смещение» философии вырождает ее по сути. Вместо конкретных ответов на насущные вопросы современности такая философия судорожно мечется между частными областями знания в надежде оправдать такое свое существование.
Философии нужно вернуться к своему законному месту в общем человеческом знании.
*
\\\ Вы хоть понимаете разницу между мифологическим и научным мировоззрением, и какой скачок мысли, кардинальная переориентация произошла при смене одного другим?
*
Я понимаю, что Вы имеете в виду.
Ваше мировоззрение – научное. Если мое мировоззрение не совпадает с Вашим, то оно – мифологическое. Прогресс (веяние времени) – переход от мифологического мировоззрения к научному. На основании этого Вы делаете вывод о том, что я неполноценен и должен всемерно стремиться к замене своего мировоззрения (ущербного) на Ваше (прогрессивное). Меня на такие примитивные «закидоны» уже не поймаешь.
Я предлагаю другое. Мифы являются составной частью многотысячелетнего человеческого знания, выработавшегося и применяющегося человечеством на практике в течении всего времени. «Научные» знания (постоянно обновляющиеся и усложняющиеся) также входят в общее человеческое знание.
Но, так, как человек един, то в его едином мировоззрении должно гармонично отражаться все человеческое знание (без дискриминации), тем более, что практически ни у одного человека нет однозначно «научного» или мифологического мировоззрения.
*
\\\ С другой стороны, вы явный сторонник теории моделей. Но дело в данном случае не в моделях, а вообще в отношении человек-мир.
*
Мне представляется, что Вы чрезмерно «антропоцентрируете» проблему. Надо следовать единой модели всего сущего с большей детализацией его «человеческого» диапазона, а не придумывать умозрительные феномены человеческих восприятий.
*
\\\ Похожая проблема при понимании возникла при появлении теории относительности - чтобы понять ее, надо изменить некие базовые конструкты сознания, систему ориентиров, и только тогда возможно адекватное построение моделей.
*
Вот то же самое нужно сделать для преодоления разорванности всего человеческого знания и создания единой модели сущего.
*
\\\ Это что, простите, за хрень? Объясните - что для вас вообще модельное представление и его части?
*
А никакого иного у нас представления быть не может. Ничто нельзя познать «до конца» (абсолютно), поэтому приходится мирится с упрощенным (модельным) представлением.
Пример. Сначала была принята «плоская» модель мира (на слонах, китах и черепахе), потом геоцентрическая, затем гелеоцентрическая, сейчас представления уже другие, этот процесс бесконечен.
*
\\\ Этим занимается философия. Посмотрите в учебники "функции философии - мировоззренческая функция - интегрирующая функция".
*
А вот с этим соглашусь полностью. Объединение искусственно разорванного общего человеческого знания (и «научного» и мифологического) в единую непротиворечивую систему и есть основная задача философии, целью которой является формирование целостного непротиворечивого мировоззрения.
*
\\\ На мой взгляд, наоборот, очень даже правомочно, увлекательно и удивительно! Вещи, вроде бы свойственные только прошлым историческим периодам (а именно мифологический тип отношения человек-мир), спонтанно проявляются у ребенка в очень интересных вариациях и конкретных выражениях.
*
Здесь, как мне представляется, Вы отдаете должное достоинствам детского мировоззрения, пока не «зашоренного» пребыванием под влиянием стереотипов массового мышления, и естественно более близкого (чем взрослое) к действительному положению дел.
*
|
|
|
|
|
 |
ЗеркалоПользователь
Сообщения: 6181 Регистрация: 11.08.2004
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 10:58 |
|
|
Главное отличие человека от животного - способность к моделированию, то есть замещению "вещей" знаками и образами.
Модели мира (и соответствующие им мега-дискурсы) могут строиться на основе как научного так и мифологического кодов. Собственно в реальных дискурсах эти коды сосуществуют и взаимодействуют (хотя какой-то из них может присутствовать и в неявном виде). Разумеется, мега-дискурсы всегда открыты (несмотря на то, что многие из них постулируют собственную закрытость и законченность) но это разная степень открытости. Научные дискурсы гораздо более открыты, чем мифологические, но и в них есть элементы "канонизации" подходов, принципов и высказываний.
Мифологические дискурсы стремятся к закрытости, но и им приходится меняться под воздействием иных дискурсов.
Открытость дискурса подразумевает возможность взаимодействия с другими дискурсами. У разных дискурсов разное число "валентностей". Собственно, количество валентностей и позволяет сравнивать дискурсы и располагать их иерархически. (Перспективно сравнивать не сами модели, а дискурсы и коды.) Чем больше у дискурса валентностей, тем он "более совершенен". В этом смысле научный дискурс реально самый высокий из существующих. Что не означает необходимости отказа от мифологических дискурсов (чего наивно требовала позитивистская наука).
В каждой цивилизации и в каждой личности (между которыми, кстати замечу, существует отношение фрактальности) множество взаимодействующих дискурсов с разными кодами. Эти дискурсы (если воспользоваться простоватой аналогией) почти как "органы" цивилизационного или персонального "организма". Чем больше разных дискурсов в коллективной или индивидуальной личности, тем она богаче, перспективней... Тем больше её "эволюционный потенциал".
Но дивергенция этих кодов не должна быть чрезмерной. Если переходится некоторая граница, система просто разваливается. Поэтому обычно мы видим "маятник дивергенции-конвергенции" в любой успешно развивающейся личности. Дивергенция обеспечивает возрастающее разнообразие, а конвергенция сохраняет целостность.
"Детское" мировоззрение имеет мало валентностей. Поэтому оно целостно, но примитивно. Ребёнок с таким мировоззрением не выжил бы сам, без взрослых. (А одной из важнейших функций мировоззрения является простое выживание.) И только в результате социализации, сталкиваясь со множеством уже существующих дискурсов и усваивая многие из них ребёнок развивается и приобретает более совершенное мировоззрение. Даже "стереотипы массового мышления" которые ребёнок усваивает, не "зашоривают" его сознание а добавляют валентностей. Негативный и болезненный характер этот процесс приобретает тогда, когда такие "стереотипы" начинают не соединять личность с окружающим миром, а "заменять" его, то есть превращаются в стену отделяющую человека от "реальности". Но эта не проблема "взрослого" мышления, напротив, это проблема инфантильного мышления слабой личности. Абсолютное большинство людей никогда не становятся взрослыми, вот в чём беда. Их недостаточный интеллект (как и другие системы психики) не может "удержать" взрослого мировоззрения, поэтому они и замещают реальность массовыми клише. А взрослый - это тот кто открыт реальности.
Детское же мировоззрение (как и мировоззрение колыбельных цивилизаций, как и рудименты таких мировоззрений в нашем сознании и бессознательном) не в коем случае нельзя считать "более близким (чем взрослое) к действительному положению дел". Наивная точка зрения о превосходстве "естественного человека" активно проводилась в эпоху раннего Просвещения (Руссо, например). Сегодня это... не актуально.
ЗЫ. Мне весьма интересно читать Globall и vvj. Рад, что они здесь появились.
Последний раз редактировалось: Зеркало (Пт Июл 29, 2005 21:15), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 13:32 |
|
|
В первую очередь - прошу вас, пользуйтесь аппаратом цитирования, не очень удобно читать ваши опусы с этими чертами-звездочками.
Цитата: |
Я не склонен безусловно доверять всему написанному, и высказываю свою точку зрения (предлагаю, если обсуждать, то по существу). |
Я тоже не склонен доверять всему написанному, например, тому, что вы тут пишите о некой супер-пупер новой модели мира
Цитата: |
Вы, наверное, имеете в виду позицию принятую в материалистических научных кругах? Тогда так и говорите (не ссылаясь на «общепринятость»). |
Материализм очень хорошо себя зарекомендовал при разработке практических вопросов науки, в том числе и психологии. Мой любимый психолог - Выготский, материалист до мозга костей
Цитата: |
Как мне представляется, Вы неправомочно пытаетесь абсолютизировать настоящее научное знание. И то представление грозы, которое указали Вы, и современное «научное» ее представление – модельные (более или менее, соответствующие действительности). Но более адекватной будет модель на основе всего (общего) человеческого знания (и «научного» и «не научного»). |
Не знаю, что такое "всеобщее" человеческое знание. Размытый термин. Мифологическое представление грозы - не нахожу сколько-нибудь соответствующим реальности. Далее, я говорил о переориентации отношения человек-мир. В случае с мифологией объяснение догматично, предполагает веру, а научное - гипотетично, оно открыто для принятия другого объяснения, если найдутся убедительные доказательства.
Цитата: |
Мне уже приходилось сталкиваться с людьми, утверждающими, что у них более одного мировоззрения. Они даже пытались мне объяснять, когда какое они применяют (например, научное и религиозное). Но считаю такую постановку вопроса не правильной. |
Мировоззрение у каждого человека одно, но какой-то вид у каждого конкретного человека является преобладающим в его структуре личности.
Вы хотите объединить их все в некой "всеобщей" модели человеческого знания. Встречал я такие попытки, даже всеобщую классификацию наук на принципе "общности Вселенной" или что-то похожее. Пока что не очень-то это получается.
Цитата: |
Указанная связка (мифологическое мировоззрение) используется «оторванными» от действительности материалистами (атеистами) для преднамеренно уничижительной дискредитации осуждаемого ими мировоззрения большей части человечества (как правило, религиозного). |
Вы ставите знак равенства между материализмом и атеизмом. Глубочайшее заблуждение! Возьмите Канта - глубоко верующего человека, который признал неспособность материалистически объяснить существование Бога, а также наибольшую адекватность позиции материализма для решения конкретных задач наук.
Цитата: |
Указанное Вами «смещение» философии вырождает ее по сути. Вместо конкретных ответов на насущные вопросы современности такая философия судорожно мечется между частными областями знания в надежде оправдать такое свое существование. |
Глубоко неверное положение. Даже спорить не буду. Надеюсь, кто-то другой возьмется за труд опровергнуть этот пассаж? Мне нервы дороже
Цитата: |
Философии нужно вернуться к своему законному месту в общем человеческом знании. |
"Вернуться" предполагает, что философия уже раньше была на этом месте. Когда? Что-то я не припомню.
И еще - философия - не сумма знаний, она не наука. Если будете пытаться опровергнуть это, я и здесь спорить не буду - читайте. пожалуйста, М.Мамардашвили, "Введение в философию", все очень доступно и изложено в диалогической форме.
Цитата: |
Я понимаю, что Вы имеете в виду.
Ваше мировоззрение – научное. Если мое мировоззрение не совпадает с Вашим, то оно – мифологическое. Прогресс (веяние времени) – переход от мифологического мировоззрения к научному. На основании этого Вы делаете вывод о том, что я неполноценен и должен всемерно стремиться к замене своего мировоззрения (ущербного) на Ваше (прогрессивное). Меня на такие примитивные «закидоны» уже не поймаешь. |
Честно говоря, не сказал бы, что у меня мировоззрения чисто научное. Скорее философски-центрированное. Я вполне допускаю действие нематериального мира на мир нематериальный, благо есть факты, свидетельствующие об этом. Метафизика - мой любимый раздел философии, а также очень импонирует телеологический взгляд на причинную обусловленность явлений. Это просто что-то удивительное!
Цитата: |
Мне представляется, что Вы чрезмерно «антропоцентрируете» проблему. Надо следовать единой модели всего сущего с большей детализацией его «человеческого» диапазона, а не придумывать умозрительные феномены человеческих восприятий. |
Я говорю не об "умозрительных феноменах человеческих восприятий", и именно об отношении "человек-мир". Это более широкая проблема, проблема установления человеком своего места в мире. Кстати, вы сами прошли через это, раз сейчас так уверены в своей позиции.
Мне ваша позиция представляется неадекватной в силу ее жесткости, иерархичности. Вы выдумали (или прочитали) про некую "модель всеобщего знания", и почувствовали, что эта позиция типа дает вам возможность возвыситься над всеми науками и философией (причем не изучая их (!!!) ) и судить о них, будучи истиной в последней инстанции. Слишком просто, чтобы быть правдой!
Вообще создание какой-то единой научной модели всеобщего - заранее обречены на провал, потому что нет и не может быть принципов, по которым одинаково работают все сферы бытия. Это ваше стремление объять необъятное вызывает уважение, но к несчастью обречено на провал. Были и до вас такие попытки.
Да, и еще. Вы сами того не замечаете, но вы придерживаетесь парадигмы тоталистической философии (терминология А. Барда и Я. Зодерквиста), согласно которой мир - это дуалистическая замкнутая система, и которая старается свести все многообразие в некую схему.
Цитата: |
А никакого иного у нас представления быть не может. Ничто нельзя познать «до конца» (абсолютно), поэтому приходится мирится с упрощенным (модельным) представлением.
Пример. Сначала была принята «плоская» модель мира (на слонах, китах и черепахе), потом геоцентрическая, затем гелеоцентрическая, сейчас представления уже другие, этот процесс бесконечен. |
Здесь не модели имеют главное значение, а именно изменение представления человека о своем месте в мире. Как вы, наверно, заметили, это происходит не очень-то часто - через сотни и тысячи лет, так что сводить всю проблему только к проблеме модели, которая отражает бытие более-менее адекватно - не более, чем спекулятивные попытки избежать трудностей при понимании истинного положения дел.
Цитата: |
Здесь, как мне представляется, Вы отдаете должное достоинствам детского мировоззрения, пока не «зашоренного» пребыванием под влиянием стереотипов массового мышления, и естественно более близкого (чем взрослое) к действительному положению дел.
|
Я не сторонник теории более близкого к пониманию действительности мышления детей. Все факты говорят за обратное. Простейший пример - взрослые могут понять, как мыслит ребенок, а вот обратное невозможно. И не надо, пожалуйста, высказываний о том, что типа взрослый не так понимает ребенка - об этом я даже спорить не подумаю, так как не стоит оно того.
Последний раз редактировалось: Globall (Чт Июл 28, 2005 13:35), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
GloballПользователь
Сообщения: 87 Регистрация: 19.07.2005
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 13:35 |
|
|
Кстати, где вы взяли эту теорию дискурсов? Порекомендуйте книгу, меня заинтересовало.
|
|
|
|
|
 |
vvjПользователь
Сообщения: 798 Регистрация: 27.07.2005
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 16:01 |
|
|
Зеркало
\\\ Модели мира (и соответствующие им мега-дискурсы) могут строиться на основе как научного так и мифологического кодов.
*
Я бы хотел уточнить Ваше представление о различиях между научным и мифологическим.
Мне представляется, что научное представление может точно так же не соответствовать действительности, как и мифологическое. Тогда в чем между ними принципиальная разница?
*
\\\ В этом смысле научный дискурс реально самый высокий из существующих. Что не означает необходимости отказа от мифологических дискурсов (чего наивно требовала позитивистская наука).
*
А Вы не допускаете, что научно-мифологический дискурс будет «выше» любого из них в отдельности?
*
\\\ "Детское" мировоззрение имеет мало валентностей. Поэтому оно целостно, но примитивно. Ребёнок с таким мировоззрением не выжил бы сам, без взрослых. (А одной из важнейших функций мировоззрения является простое выживание.) И только в результате социализации, сталкиваясь со множеством уже существующих дискурсов и усваивая многие из них ребёнок развивается и преобретает более совершенное мировоззрение. Даже "стереотипы массового мышления" которые ребёнок усваивает, не "зашоривают" его сознание а добавляют валентностей. Негативный и болезненный характер этот процесс приобретает тогда, когда такие "стереотипы" начинают не соединять личность с окружающим миром, а "заменять" его, то есть превращаются в стену отделяющую человека от "реальности". Но эта не проблема "взрослого" мышления, напротив, это проблема инфантильного мышления слабой личности.
*
Все это было бы хорошо (оправданно), если бы не противоречило в действительности единому сущему.
Раз мир един, значит и мировоззрение должно быть единым. А единое мировоззрение будет максимально адекватным если будет сформировано на основе всего человеческого знания (а не только научной его составляющей). Тогда оно будет и целостным, и максимально эффективным, исчезнет (или существенно сократится) база стереотипов мышления.
*
\\\ Абсолютное большинство людей никогда не становятся взрослыми, вот в чём беда. Их недостаточный интеллект (как и другие системы психики) не может "удержать" взрослого мировоззрения, поэтому они и замещают реальность массовыми клише. А взрослый - это тот кто открыт реальности.
*
Здесь еще раз возникает повод поговорить о реальности.
Никакое знание (даже самое «научное») не может претендовать на абсолютную полноту и справедливость. Всегда будет несоответствие представлений действительности. В любом случае представление будет модельным.
Я считаю, что эта модель не может строится исключительно на научном знании потому, что сфера деятельности науки ограничена устойчиво повторяющимися явлениями физического мира, и не содержит ответов на глобальные вопросы человеческого существования (полный состав и действительный механизм построения и функционирования человека, его предназначение, смысл его существования и общий смысл существования всего сущего, характер всестороннего взаимодействия человека со своим окружением). Такое «открытие реальности» представляется мне более полным.
*
\\\ Детское же мировоззрение (как и мировоззрение колыбельных цивилизаций, как и рудименты таких мировоззрений в нашем сознании и бессознательном) не в коем случае нельзя считать "более близким (чем взрослое) к действительному положению дел". Наивная точка зрения о превосходстве "естественного человека" активно проводилась в эпоху раннего Просвещения (Руссо, например). Сегодня это... не актуально.
*
Давайте подойдем к этому вопросу практически.
Вы пытаетесь меня ограничить моделью на основе исключительно научного знания. Но у меня (из «не научного» знания) есть вполне определенные представления – наработки, которые вполне удовлетворительно подтверждаются на практике несмотря на противоречие научному знанию (или никак не трактуются наукой).
Так Вы предлагаете мне отказаться от собственных представлений (и соответствующей практики) во имя «чистоты научного знания»?
Разве при действительно едином мировоззрении самые строгие приверженцы научного знания никогда не используют «вне научных» представлений (практик)?
К «не научному» я отношу и религиозное, и оккультное, и «бытовое», и самое разнообразное иное знание, которое сформировалось за всю историю человечества и на практике доказало свою необходимость («все действительное разумно, все разумное действительно»).
*
|
|
|
|
|
 |
ЗеркалоПользователь
Сообщения: 6181 Регистрация: 11.08.2004
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 20:39 |
|
|
Globall писал(а): |
Кстати, где вы взяли эту теорию дискурсов? Порекомендуйте книгу, меня заинтересовало. |
Идеи, которые я высказал (пока ещё не теорию, к сожалению), связывающие воедино и заново интерпретирующие ряд известных в философии, культурологии, синергетики и некоторых других дисциплинах понятий я развиваю в книге, которую сейчас пишу. Ссылки пока дать не могу.
|
|
|
|
|
 |
ЗеркалоПользователь
Сообщения: 6181 Регистрация: 11.08.2004
|
|
Добавлено: Чт Июл 28, 2005 22:35 |
|
|
[quote="vvj"]
\\\ Я бы хотел уточнить Ваше представление о различиях между научным и мифологическим.
Мне представляется, что научное представление может точно так же не соответствовать действительности, как и мифологическое. Тогда в чем между ними принципиальная разница?
А почему Вы берёте за основу принцип "соответствия действительности" (то есть истинности) ? Это для сравнения дискурсов самый спорный принцип из всех возможных. Ибо "ЛЮБОЙ дискурс нелегитимен" (с) Делёз. И в любом дискурсе СВОИ критерии истины. А вы почему-то считаете, что в состоянии объективно разрешить вопрос о "соответствии действительности". Уверяю Вас, Вы погорячились. Если бы это было возможно, уже давно у всех было бы одно, "единственно верное" мировоззрение. А это, увы или к счастью, не так.
И разница между научным и мифологическим кодами заключается вовсе не в этом. Формулировать же сами эти коды мне сейчас недосуг. Поскольку это весьма непростой вопрос.
*
\\\ А Вы не допускаете, что научно-мифологический дискурс будет «выше» любого из них в отдельности?
Я это вполне допускаю. Мало того, именно его я и создаю. Процитирую сам себя: "В этом смысле научный дискурс реально самый высокий из существующих". ИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ. А из возможных - совсем не обязательно. У вас есть своя версия "научно-мифологического дискурса"? С удовольствием с ней ознакомлюсь.
*
\\\ Все это было бы хорошо (оправданно), если бы не противоречило в действительности единому сущему.
Раз мир един, значит и мировоззрение должно быть единым. А единое мировоззрение будет максимально адекватным если будет сформировано на основе всего человеческого знания (а не только научной его составляющей). Тогда оно будет и целостным, и максимально эффективным, исчезнет (или существенно сократится) база стереотипов мышления.
Я не знаю что такое "единое сущее". Я не знаю что значит "мир един". А если мир и един, то почему Вы уверены, что и мировоззрение должно быть единым. Какой "философский бог" Вам это сказал. Я, как и многие "советские люди" на собственной шкуре испытал что бывает, когда появляется "единое мировоззрение", которое "всесильно потому, что оно верно" (на Вашем языке - "адекватно"). Как раз такое мировоззрение не элиминирует "базу стереотипов мышления", а создаёт её. Ибо стереотипы мышления именно их "единственно верного" мировоззрения и вытекают. Поэтому я отношусь к Вашим идеям (а они старые очень, им как минимум 100 лет) очень насторожённо.
*
\\\1. Никакое знание (даже самое «научное») не может претендовать на абсолютную полноту и справедливость.
2. Я считаю, что эта модель не может строится исключительно на научном знании потому, что сфера деятельности науки ограничена устойчиво повторяющимися явлениями физического мира, и не содержит ответов на глобальные вопросы человеческого существования (полный состав и действительный механизм построения и функционирования человека, его предназначение, смысл его существования и общий смысл существования всего сущего, характер всестороннего взаимодействия человека со своим окружением). Такое «открытие реальности» представляется мне более полным.
1. Во-первых, научное знание единственное которое на это не претендует. Во-вторых, "научно-мифологическое" знание тоже не будет "истиной в последней инстанции".
2. Наука способна ответить, и отвечает, на "глобальные вопросы". Но я нисколько не возражаю, как уже дал понять, против "научно-мифологического" знания.
*
\\\ 1. Вы пытаетесь меня ограничить моделью на основе исключительно научного знания.
2. Но у меня (из «не научного» знания) есть вполне определенные представления – наработки, которые вполне удовлетворительно подтверждаются на практике несмотря на противоречие научному знанию (или никак не трактуются наукой).
Так Вы предлагаете мне отказаться от собственных представлений (и соответствующей практики) во имя «чистоты научного знания»?
1. Я???? Кто Вам такое сказал? Вас обманули.
2. Есть наработки, так давайте. Обсудим. Никто, а уж тем более я, не собирается требовать от Вас отказа от собственных представлений во имя чего бы то ни было.
|
|
|
|
|
 |
|
|