Автор |
Сообщение |
Алексей ЕрмаковНачинающий
Сообщения: 6 Регистрация: 04.03.2005 Откуда: Волгоградская обл
|
|
Добавлено: Вт Май 02, 2006 12:29 |
|
|
Добрый день уважаемые,
некоторое время назад решил более основательно разобраться в теории деятельности и в связи с этим пересматриваю своё понимание терминологии. И получилось, что "приём" у меня слабо связываетися с "действием" и "операцией". Если кто может помочь разобраться в вопросе, буду признателен. Очень хотелось бы встретить специалиста в теории деятельности применяющего её при обучении различным формам двигательной активности.
С уважением, Алексей
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЕрмаковНачинающий
Сообщения: 6 Регистрация: 04.03.2005 Откуда: Волгоградская обл
|
|
Добавлено: Ср Май 03, 2006 13:01 |
|
|
"а где можно прочитать про оную? или "деятельность. сознание. личность" - это как раз из этой оперы? "
да, из этой, и Леонтьев, и Рубинштейн, и их последователи
С уважением, Алексей
|
|
|
|
|
 |
MelikПользователь
Сообщения: 47 Регистрация: 22.04.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Май 04, 2006 12:58 |
|
|
Алексей,
Подскажите, пожалуйста, что вы подразумеваете под "приёмом" (определение)? Сходу не могу вспомнить такое понятие у Леонтьева...
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЕрмаковНачинающий
Сообщения: 6 Регистрация: 04.03.2005 Откуда: Волгоградская обл
|
|
Добавлено: Чт Май 04, 2006 21:13 |
|
|
2 Melik,
с определением и есть затруднения, в том и вопрос. По Леонтьеву не скажу, тк кроме "Деятельность. Сознание. Личность", ознакомился только с первым томом Избранных псих-х ... от 1983 и то наполовину, а вот у Рубинштейна в "Основах общей..." приём встречается очень часто. Сам я не психолог с дипломом, а педагог со степенью, в описании же двигательной активности "приём" встречается постоянно, в методических же основах практически любого исследования по родной 13.00.04 упоминается теория деятельности и достаточно часто встречаются приёмы технико-тактические, тактические и пр. Поэтому для наведения порядка в своём понимании и задаю вопрос специалистам именно в деятельностном подходе.
С уважением, Алексей
|
|
|
|
|
 |
MelikПользователь
Сообщения: 47 Регистрация: 22.04.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пт Май 05, 2006 15:22 |
|
|
Большим специалистом в данном вопросе не являюсь, но рискну предложить следующее определение:
Приём - состав операций, способных выполнить заданное действие.
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Сб Май 06, 2006 00:52 |
|
|
Наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности, Е.Н. Кабанова-Меллер называет приемом деятельности. Схема действий или операций (состав приема) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания; правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на этой основе другой прием.
В состав приема может входить не только определенная система действий, но и словесно сформулированное суждение о том, какие действия и как варьируются в зависимости от условия и требования задачи. Как уже отмечалось, этим определяется выбор операций (способов выполнения действий); приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов. Под алгоритмом понимается общепонятное и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм, таким образом, предполагает жесткое выполнение шагов, а прием дает общее направление деятельности по решению задач, не регламентируя каждый ее шаг.
Приемы деятельности могут быть разной степени сложности и обобщенности. Более сложный прием состоит из большего числа действий, включает в себя в качестве составляющих действий другие приемы, он необходим для решения более сложных задач. Прием деятельности называется обобщенным, если он получен на основе анализа менее общих (частных) приемов путем выделения общего (инвариантного) содержания деятельности по решению конкретных (частных) учебных задач. После обобщения частный прием выступает как вариант общего, частные приемы определенной группы могут быть получены из общего путем варьирования его составляющих. Один обобщенный прием заменяет несколько частных, создает ориентировочную основу деятельности для решения целого класса учебных задач, служит основой переноса на другие задачи.
Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением; умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется как навык. Если при наличии умения человек вынужден осуществлять оперативный контроль за выполнением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятельности (хотя при необходимости может это свободно сделать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают разный уровень сформированности соответствующих действий и операций. Понятие «уровень» относится и к программе деятельности в целом. На основе того, структуру каких компонентов деятельности они отражают, выделяют программы трех уровней: 1) только исполнительских, 2) информационных и исполнительских компонентов, 3) мотивационно-целевых, информационных и исполнительских. В процессе деятельности на основе программы-инструкции у субъекта формируется своя индивидуальная программа деятельности.
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЕрмаковНачинающий
Сообщения: 6 Регистрация: 04.03.2005 Откуда: Волгоградская обл
|
|
Добавлено: Сб Май 06, 2006 14:21 |
|
|
Спасибо огромное, как раз то, что искал! Подскажите ещё, не возникает ли некоторого противоречия с определением действия по Леонтьеву или автор несколько модифицировал его.
И если у кого есть в электронном виде работы данного автора «Психология формирования знаний и навыков у школьника. Проблема приемов умственной деятельности» (1962) и «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся» (1968), слёзно прошу поделиться, тк в нашей глуши подобного не видел, иначе и вопроса бы не задавал.
С уважением, Алексей
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|