Автор |
Сообщение |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 22, 2006 05:28 |
|
|
Психология сегодня находится в периоде "школ", как назвал Т. Кун период, предшествующий появлению общей парадигмы. На Западе выходят книги, посвященные обзору психологических школ в их многообразии. Д. Робинсон (2005) приводит очень интересный анализ метафизических допущений, которые лежат в основе каждой школы. Аналогичные исследования можно найти в книгах С. Приста (2000), Л. Стевенсона (2004). Так, все авторы единогласно констатируют, что бихевиоризм утратил свои позиции, что когнитивные науки - это многообещающее направление, но только в своей собственной области. Ни одна из существующих на сегодняшний день версий психологии не дает возможность изучать человека во всей сложности его природы. С. Прист, например, считает, что в будущей науке о человеке должно найтись место для противоречивых аспектов человеческого существования: "В то время как традиционная наука является редукционистской, новая наука должна быть всесторонней. Она должна быть реалистической в отношении человеческого мира. От нее будет требоваться понимание человеческого существа как одновременно ментального и физического, как себя и как другого, индивидуального и социального, свободного и детерминированного, временного и вневременного, внутреннего и внешнего, предсказуемого и непредсказуемого." [9]
Л. Стевенсон [10] перечисляет 9 типов задач, которые решала психология до настоящего времени:
1. Исследование души, как подсказывает этимология слова «психология». (Его можно интерпретировать как любовь к мудрости — философию — говорящую о том, как жить, готовиться к смерти, а возможно и к жизни после смерти, о практических методах самодисциплины, обучения, психотерапии, духовного развития или руководства, медитации и молитве — как в различных религиозных традициях и до некоторой степени у Сократа и Платона.)
2. Исследование понятий ментальных сил и операций («моральная психология», «философская психология», или философия сознания. Религиозные традиции включают ряд концепций такого рода, но с наибольшей систематичностью они были развиты Платоном, Аристотелем, Кантом и современной философией).
3. Исследование состояний сознания (как оно мыслилось классическими эмпиристами — Локком, Юмом и Дж. С. Миллем; интроспекционистскими психологами— Вундтом и Уильямом Джемсом; а также Фрейдом, в интерпретации сновидений и фантазий; отчасти — гештальтпсихологией и феноменологией).
4. Исследование человеческих действий, детерминированных соответствующими намерениями, в их социальном контексте (социальная психология и значительная часть социологии и социальной антропологии; фрейдовское исследование ошибок, шуток и невротического поведения; экзистенциальный психоанализ у Сартра).
5. Исследование поведения как набора физических движений тела, не прибегающее к интерпретации в терминах намерений или целей (Павлов и американские бихевиористы, такие как Скиннер, изучавшие поведение животных в искусственных лабораторных условиях).
6. Исследование поведения как набора физических движений тела, исключающее намерения, но допускающее интерпретацию в терминах биологической функции и эволюционного происхождения (этологи, включая Тинбергена и Лоренца, изучавших поведение животных в естественной среде обитания).
7. Исследование природы и развития когнитивных структур и процессов, которые, как считается, лежат в основе поведения и состояний сознания и объясняют их (высокоуровневые теории Пиаже, Хомского и современной "когнитивной науки").
8. Исследование природы и становления мотивационных и эмоциональных состояний и процессов, которые, как считается, лежат в основе поведения и состояний сознания и объясняют их (высокоуровневые теории Фрейда и позднейших психологов развития, например Боулди, а также ряда этологов, таких как Лоренц).
9. Исследование физиологических состояний и процессов в мозге и центральной нервной системе, которые, как считается, объясняют поведение и сознание.
При этом Стевенсон замечает, что все эти задачи порознь отнюдь не описывают человека в его сложности, да и взятые в целом они не исчерпывают проблему человеческой душевной жизни, так что приходится дополнять научное исследование средствами религии и искусства.
Что же можно сказать: возможно ли искомое комплексное знание человека, вернее, можно ли получить его с помощью научного метода? Не составляют ли, например, некоторые метафизические допущения часть определений используемых понятий - в частности, таких понятий, как сознание, психика, субъект, и, наконец, человек? Подобные вопросы должна решить философия психологии. По-видимому, можно достаточно обоснованно утверждать: психология вряд ли сможет объединиться в цельную многоаспектную науку, если параллельно не будет развита философия психологии именно как философия науки, причем это должна быть философия критического (в кантовском смысле) типа. Перед ней, как представляется, должна стоять задача изучить, что можно, а что нельзя исследовать экспериментальными методами и насколько обоснованно предлагать нечто в качестве объекта научного изучения. Критического изучения требуют и методы - в плане их надежности, убедительности, объяснительной силы и т.п.
Е. Косилова Исторический обзор развития философии психологии в ХХ в.
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Ср Мар 22, 2006 14:55 |
|
|
Это Елена Косилова из Москвы, философию в МГУ преподаёт?
Мне нравится эта женщина, незаурядная, мы с ней знакомы.
|
|
|
|
|
 |
Вечный СтранникПользователь
Сообщения: 1931 Регистрация: 23.10.2005 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Май 17, 2006 17:00 |
|
|
Цитата: |
По-видимому, можно достаточно обоснованно утверждать: психология вряд ли сможет объединиться в цельную многоаспектную науку, если параллельно не будет развита философия психологии именно как философия науки, причем это должна быть философия критического (в кантовском смысле) типа. Перед ней, как представляется, должна стоять задача изучить, что можно, а что нельзя исследовать экспериментальными методами и насколько обоснованно предлагать нечто в качестве объекта научного изучения. Критического изучения требуют и методы - в плане их надежности, убедительности, объяснительной силы и т.п.
Е. Косилова Исторический обзор развития философии психологии в ХХ в. |
Вот так Косилова, я с ней дружу!
Она предлагает создать преднауку "философию психологии", а затем перейти к формированию науки психологии.
Вот как грамотно человек обяснил существование кризиса в разношерстной современной психологии и обозначила путь выхода из кризиса.
Как это я сразу пропустил эту тему?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Чт Май 18, 2006 08:31 |
|
|
Вечный Странник писал(а): |
Вот так Косилова, я с ней дружу! |
Нельзя исключить, что Ваш заочный дружочек пришла к рекурсивной идее философии психологии по прочтении Г. Фоллмера:
http://elenakosilova.narod.ru/studia3/math/9_follmer.htm
Цитата: |
...это должна быть философия критического (в кантовском смысле) типа...
Е. Косилова Исторический обзор развития философии психологии в ХХ в. |
А вот что пишет о маститом Иммануиле еретик Герхард:
"...Кант... делает человека законодателем реальности, причем его категории и общие принципы разума лишь придают структуру всему опыту. Этим шагом Кант хотел совершить коперниканский переворот в философии. Его шаг действительно был эпохальным и даже революционным. Но, как заметили Фридель, Рейхенбах, Поппер, Рассел, Шольц, Смарт, Симони и другие, кантовский поворот был не коперниканской, а антикоперниканской контрреволюцией, так как он вернул человека теоретико-познавательно в центр мира, откуда он космологически был изгнан Коперником.
Эволюционная теория познания изымает теперь человека опять из центра и делает его незначительным наблюдателем космических процессов, включающих его самого. В этом смысле эволюционная теория познания является истинно коперниканским переворотом в теории познания."
Этой цитатой адада намекает на предполагаемое размещение сознания в будущей философии психологии: где-то между собакой и волком, между Космосом и Человеком.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Май 18, 2006 14:50 |
|
|
Цитата: |
Нельзя исключить, что Ваш заочный дружочек пришла к рекурсивной идее философии психологии по прочтении Г. Фоллмера:
|
Возможно, но Елена очень самостоятельный, в этом смысле, человек. Например, для меня самым ценным в её диссертации была её классификация психиатрии на физиологическую и психологическую
http://elenakosilova.narod.ru/dis/phps.htm
Думаю, вряд ли кому-либо из психологов пришла бы мысль обозначить психотерапию, как психологическую психиатрию.
А логически получается именно так.
Потом, у Г. Фоллмера нет того, что есть у Л. Стевенсона, который "перечисляет 9 типов задач, которые решала психология до настоящего времени".
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пт Май 19, 2006 16:18), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Чт Май 18, 2006 15:16 |
|
|
Цитата: |
Физиологическая - это медицинская, принята, как термин рабочим порядком для целей конкретной научной работы.
Психологическая это по сути психотерапия, причем психиатрия понимается в изначальном значении - лечу душу или лечение души.
|
по сути парадигмы разные? так?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Май 18, 2006 15:25 |
|
|
Психиатрия не укладывается в общемедицинские представления о клинической науке. Почему?
1. нет соотношения структура- функция, как по всей остальной медицине
2. связанное с первым, особая терминология, не связанная с остальной медицинской терминологией
Но это очень бегло.
Полагаю, что если бы кто-то всерьез сделал философско-методологический анализ психиатрии, то она окажется скорее одной из психологических школ, конечно, если отвлечься от методов призрения, надзора и лечения.
Общая психопатология, на мой взгляд, ближе к психологии, чем общей патологии, как отрасли биологической науки.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Сб Май 20, 2006 21:25 |
|
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Пн Май 22, 2006 15:34 |
|
|
Привет, Michael. А в чем смысл то статьи? Перечисляются разные направления психологии и почему-то делается вывод, что нужна какая-то там философия психологии. Кому нужна? Для чего? Философам - конечно нужна, им нужна философия чего угодно. Новая тематика - новые дисеры. А психологам зачем?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Май 22, 2006 16:45 |
|
|
Ух писал(а): |
...делается вывод, что нужна какая-то там философия психологии. Кому нужна? Для чего? Философам - конечно нужна, им нужна философия чего угодно. Новая тематика - новые дисеры. А психологам зачем? |
Хорошо, что Е.К. сослалась на Л. Витгенштейна, но жаль, что только на " Заметки о философии психологии", не отметив его "Логико-философский трактат", в котором Л.В. пишет, что "теория познания есть философия психологии" (4.1121.) и "философия ограничивает спорную область естествознания" (4.113.).
Неприятие философии психологии и привело, возможно, к тому, что теории сознания неограниченно плодятся, впрочем пропорционально его эволюционной роли.
Кстати, а как вам глянется начальная фраза работы, из которой приведены цитаты: "Эту книгу, пожалуй, поймет лишь тот, кто уже сам продумывал мысли, выраженные в ней, или весьма похожие."?
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Пн Май 22, 2006 17:00 |
|
|
Цитата: |
Кстати, а как вам глянется начальная фраза работы, из которой приведены цитаты: "Эту книгу, пожалуй, поймет лишь тот, кто уже сам продумывал мысли, выраженные в ней, или весьма похожие."? |
Примерно так: эту книгу поймет лишь тот, кому она уже не нужна, так как он уже и сам дошел до этих мыслей, а значит, она не нужна никому.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Май 22, 2006 17:20 |
|
|
Вот и я примерно так вначале подумал!
А потом прочел следующую фразу: "Весь смысл книги можно выразить приблизительно в следующих словах: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать", -- и понял, что философия психологии позволит говорить о том, о чем психологии бы, извините, и помолчать! Например, о генезисе сознания...
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Пн Май 22, 2006 17:36 |
|
|
Ну, собственно, возникает закономерный вывод: раз господин Вит. не научился говорить ясно, ему следовало бы помолчать
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 05:30 |
|
|
Цитата: |
Привет, Michael. А в чем смысл то статьи? Перечисляются разные направления психологии и почему-то делается вывод, что нужна какая-то там философия психологии. Кому нужна? Для чего? Философам - конечно нужна, им нужна философия чего угодно. Новая тематика - новые дисеры. А психологам зачем?
|
Да, вероятнее всего, это именно будущая докторская, правда, в свете Болонского процесса писать их, наверное, уже и нет смысла
А кроме шуток и самое важное. Без философской методологической проработки указанное ниже состояние психологии оказывается неоправданно затянувшимся.
Цитата: |
Психология сегодня находится в периоде "школ", как назвал Т. Кун период, предшествующий появлению общей парадигмы.
|
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 10:28 |
|
|
"Философская методологическая проработка" наверняка изменит восприятие психологии философами, но как она может повлиять на работу психологов?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 10:40 |
|
|
Ух писал(а): |
...как она может повлиять на работу психологов? |
Организационно. Те психологи, у которых есть собственная табличка на дверях квартиры или офиса, укажут на ней, к какой философской школе принадлежит их контора. Остальные используют в целях парадигмальной сертификации визитку.
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 10:51 |
|
|
Вряд ли.
Другие профессионалы так не делают.
С чего бы это делать психологам?
|
|
|
|
|
 |
angelondutyПользователь
Сообщения: 1100 Регистрация: 14.11.2005 Откуда: Пермская область
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 11:03 |
|
|
adada, Вы ясновидящий ... Я почему-то уже пять дней об этом думаю. И мне хочется об этом поговорить ... Давайте пожалуйста, а?
|
|
|
|
|
 |
angelondutyПользователь
Сообщения: 1100 Регистрация: 14.11.2005 Откуда: Пермская область
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 11:28 |
|
|
Michael, пожалуйста, только я не поняла, как же назвать тему... Про самоопределение психолога в философской школе... Такое надо название, чтобы многие ответили. ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ надо!
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 11:35 |
|
|
Как-то неделикатно мне будет наскакивать на психологов из-под отдаленного от психологии тына...
Я лучше с другой стороны взгляну.
Иду, скажем, по городу, вижу, храм стоит высокий. И чьих он будет конфессий, можно только догадываться. А если я человек верующий, мне обламываться и вламываться в непригодный для моего мировоззрения храм было бы негоже.
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 11:46 |
|
|
Так ты ж не в храм идешь, а к психологу. И идешь не к философу, а к психологу. Какая разница, какая философия у психолога? Ты же не спрашиваешь психолога о его религиозной вере или сексуальной ориентации? А философия его тебе зачем?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 12:09 |
|
|
Допустим, что мне трудно будет разобраться, чем будет отличаться терапевтический подход ко мне феноменолога от приемов функционалиста.
Но хотя бы о том, материалист ли психолог или идеалист, мне полагается знать? Не может же быть одинаковой деонтология у таких полярных специалистов!
Разумеется, если я нахожусь в положении безвыходном, тогда мне все равно будет, как со мной, с моей душой будут разбираться, с каких позиций. Но как только угроза смерти минует, я предпочел бы иметь выбор.
Уверен, не так уж много мы встретим людей, которые не видят никакой разницы между гомеопатом и аллопатом.
Вот лично я склонен отнести психолога-идеалиста к гомеопатам...
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 12:17 |
|
|
Цитата: |
Но хотя бы о том, материалист ли психолог или идеалист, мне полагается знать? |
А зачем? Из праздного любопытства? Методы, которые они будут к вам применять, отличаться не должны. Как говорится, вам шашечки или ехать?
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 12:22 |
|
|
Цитата: |
Цитата:
Но хотя бы о том, материалист ли психолог или идеалист, мне полагается знать?
А зачем? Из праздного любопытства? Методы, которые они будут к вам применять, отличаться не должны. Как говорится, вам шашечки или ехать?
|
Да нет, будут отличаться.... Это в медицине безразлично.
|
|
|
|
|
 |
УхПользователь
Сообщения: 1110 Регистрация: 20.10.2003
|
|
Добавлено: Вт Май 23, 2006 12:49 |
|
|
Ну и как например они будут отличаться?
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 5 |
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 След. |
|
|