Автор |
Сообщение |
Эмоциональное существоНачинающий
Сообщения: 4 Регистрация: 22.11.2006 Откуда: Екатеринбург
|
|
Добавлено: Вт Мар 06, 2007 21:28 |
|
|
Господа! Срочно нужна помощь, ибо я забрела в тупик в своем исследовании
История такова: исследую особенности музыкального восприятия. Творческие работы испытуемых ("напишите рассказ, впечатления от прослушанного музыкального произведения") делятся на четыре основные группы:
1. Описываются характеристики самой музыки (спокойная, быстрая, стремительная, громкая, т.д.)
2. О себе, своем прошлом опыте (я хочу стать..., я училась..., когда я была... там ставили эту музыку, т.д.)
3. Рассказ (присутствует сюжет, герои, образы - мне представляется конница, которая...; аборигены на острове среди океана...; я плыву под водой, кругом коралловые рифы, русалки; т.д.)
4. Описание своих чувств, желаний (понравилась, улучшилось/ухудшилось настроение, скучно, хочется прыгать, хочется спать, т.д.)
Меня, собственно, интересует чем детерминированы подобные различия в восприятиии музыкальных произведений.
Первоначально была идея связать это все с акцентуациями характера (сформировать группы и анализировать при помощи критерия различий), но они, как водится в чистом виде не встречаются.
В общем, 168 испытуемых, а группы не формируются. Корреляцию делать не хочу - диплом все-таки.
Если у кого-нибудь есть идеи, относительно того, чем могут быть детерминированы описанные различия в восприятии муз.произведения и как это измерить - помогите. Я в тупике. Диплом медленно накрывается...
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Мар 06, 2007 22:04 |
|
|
задача как стоит ? то есть как вопрос сформулирован ? если "напишите что-нибудь", то на выходе мы получим что-нибудь
различия в восприятиии музыкальных произведений могут быть детерминированы , помимо всего прочего, наличием или отсуцтвием у испытуемого ушей (а процентов девяносто от общего поголовья населения оных лишены напрочь и искренне считают, что музыка - это апёналапина), предшествующим опытом (а что потерпевший вообще слышал в своей жизни ?), качеством аппарата, мочеполовой ориентацией и общим культурно- образовательным цензом, глубиной проникновения в данный конкретный момент персонального шила в заднитцу данного конкретного потерпевшего, музыкальными пристрастиями его референтной группы, под какой именно рокиндрол потерпевший пережил акт своей дефлорации и прочая и прочая и прочая
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Мар 06, 2007 22:40 |
|
|
как это _измерить_ (по инженерному, а не по заочнопидагогическому)...
необходимы несколько толп потерпевших, каждая человек в сто, близких по а) возрасту б) социальному положению / уровню доходов в) слушательскому опыту г) _индуцированным внешней средой_ музыкальным склонностям д) чаще всего употребляемому для прослушивания аппарату etc etc
то есть берём большую группу "одинаковых" слушателей
при этом таких груп нужно _много_ - _сильно разных_
ну очень грубо говоря, группа стюдентов приличных инженерных специальностей из приличных семей - при этом любителей хевиметела, привыкших слушать mp3 128 kbps через китайский Sennheiser, группа домохозяек из рабочих районов с тремя классами образования, любителей апёнылапиной, привыкших слушать оную через 14-дюймовый дебилоскоп у себя на кухне, группа пенсионеров - "отставников", любителей Интернационала в записи 1936 года, привыкших слушать радиотрансляционный громкоговоритель у себя на кухне же, и т.д.
подозреваю, что некая "степень музыкального пристрастия к" у каждого потерпевшего может быть описана некоей обобщённой "многомерной кривой нормального распределения" - вот нужно, чтобы эти кривые в пределах каждой группы были достаточно близкими, а между группами - достаточно сильно отличающимися
после этого нужно прокрутить каждой группе нечто _незнакомое_, но находящееся, условно говоря, "на середине" ската кривой нормального распределения их музыкальных пристрастий - и через аппарат с разрешающей способностью немного, незначительно выше, чем тот, который для них знаком - привычен
и как-то замерить реакции - только ради бога, не путём писания сочинений "как я провёл лето" - иначе мы будем на самом деле замерять не реакцию на _музыку_, а насколько они ненавидели в школе литературу
а вот после этого - как раз можно начинать искать корреляции между реакцией на собственно музыку и конкретными особенностями данной личности
|
|
|
|
|
 |
ШамбалаПользователь
Сообщения: 449 Регистрация: 07.02.2007
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 02:02 |
|
|
Мне кажется, что господин мойша прекрасно заменит собою "группу стюдентов приличных инженерных специальностей".
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 10:56 |
|
|
Цитата: |
у каждого потерпевшего может быть описана некоей обобщённой "многомерной кривой нормального распределения"
|
Цитата: |
и как-то замерить реакции - только ради бога, не путём писания сочинений
|
Вот и я думаю, как можно построить кривую, опираясь на сочинения и не прибегая к корреляционному анализу одновременно.
Полагаю, тут нужно прибегнуть к контент-анализу, как в психолоингвистической методике ВААЛ.
Кстати, там тексты и типы акцентуаций увязываются спокойно.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 11:00 |
|
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 11:04 |
|
|
|
|
|
|
 |
Эмоциональное существоНачинающий
Сообщения: 4 Регистрация: 22.11.2006 Откуда: Екатеринбург
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 15:14 |
|
|
[quote="Michael"] Полагаю, тут нужно прибегнуть к контент-анализу, как в психолоингвистической методике ВААЛ.
Кстати, там тексты и типы акцентуаций увязываются спокойно.[/quote]
Спасибо за ссылку! Я думала о контент-анализе, но я сама ни разу его не делала и не совсем представляю что должно получаться на выходе. И как это увязывается с акцентуациями? У меня почти у всех испытуемых акц-и сцеплены по 4-5 штук, так что отдельные группы не могу выделить. Даже кластерный анализ как-то слабо помог
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 16:11 |
|
|
Вы хорошо подумайте, оправдано ли в данном случае применение ВААЛ (на сайте только демо-версия, полная стоит, как говорят, тыщи доллиаров), а главное, анализ текстов привносит дополнительные погрешности в анализ музыки.
Смотрите, что у Вас получается.
музыка - тексты - акцентуации
На мой взгляд, метотодологически более "чистым" исследованием являлось бы прямое, без промежуточного звена текстов.
К тому же, между типами В.П.Белянина (темный, светлый и т.д.) и акцентуациями по Леонгарду, Шмишеку и Личко, существуют некоторые различия, они незначительные, но имеются.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Ср Мар 07, 2007 20:03 |
|
|
опираясь на сочинения, можно построить кривую легко и просто
описывать она будет, как я уже говорил, тот градус ненависти к литературе, которую пидагоги смогли привить потерпевшим в средней школе, и то количество материалов, пригодных для вытирания заднитцы, которое те же потерпевшие успели на сегодняшний день изучить в автобусе по дороге на работу
что вообще сможет написать прилежный читатель масонского комсоложца ? "причиной ДТП стали бобры-педерасты", или свои соображения о размере сисек бритниспирс ?
ещё раз : в случае выбора толпы слушателей со случайным набором параметров у каждого вы при любой методе будете измерять эти случайные параметры, а не реакцию потерпевших на музыку - ибо исходно разные параметры слушателей дадут болтание любых величин на один- два порядка бОльшие, чем собственно последствия прослушивания оными музыки
путём простого предварительного отбора слушателей и деления их на "группы схожих" уже можно этот дополнительный разнобой прибрать как минимум раз в десять
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Мар 08, 2007 01:34 |
|
|
Цитата: |
путём простого предварительного отбора слушателей и деления их на "группы схожих" уже можно этот дополнительный разнобой прибрать как минимум раз в десять
|
Совершенно справедливо, IceLedy как-то упоминала, что у них в отделении именно так и поступают с пациентами, т.е. по совокупности клинико-психологических данных составлены группы, для каждой из этих групп уже подобраны соответствующие музыкальные произведения, что и используется в лечебно-реабилитационной работе.
IceLedy где-то писала, какие типы имеют терапевтическую "аффильность" и к какой музыке.
Недавно был разговор с одним философским антропологом, музыковедом, очень тонким собеседником, женщиной, которая ищет "музыкальное мышление", так вот, предупреждаю заранее, скорее всего, как психологического явления такого мышления не существует. Но в теоретической плоскости этот вопрос остается открытым.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Чт Мар 08, 2007 13:52 |
|
|
...практика показывает, что музыкальное (в том или ином - и возможно, очень разном смысле) мЫшление как правило результат _весьма_ существенного опыта слушания всякого разного ("материала") на всяком разном (аппарате)
обусловлено ли получение и наличие такого опыта какими-то врождёнными особеностями - _утверждать_ не берусь, хотя мне лично кажется, что конечно таки да
свойства человека как системы, реагирующей на данное внешнее воздействие, вообще в очень большой степени определяются предыдущими воздействиями ("система с последействием", "с памятью")
Дальше едем. "Абстрактной музыки", "музыки вообще" - не существует, как не существует и "абстрактных музыковедов". Что же касаемо "неакадемической", "неконсерваторской", при этом более- менее европейской музыки периода примерно от ста до двадцати лет назад, то вся она до такой степени переплетена с мягко говоря не очень спокойной историей самого XX века...
я вам назову только два имени - http://www.theremin.ru/archive/murzin0.htm
и конечно же, САМ
http://www.theremin.ru/termen/index.html
при виде стратокастера у человека, хотя бы минимально находящегося в теме, попрёт цепь таких ассоциаций... это модель 1956 года,
а усилители, на которых играют до сих пор (и за последние сорок лет они не сильно изменились), сделаны на лампах, пошедших в серию в 1932-м
эти легендарные 6L6 американского производства до сих пор идут с военных складов чорт знает какого времени
и как отделить от музыки "всё, что было" (Пётр Лещенко - а вы почитайте его биографию...), в том числе, например, всю эту прикладную электроакустику, без которой её бы просто не было ? как пройти мимо Давида Сарнова, Александра Матвеевича Понятова, Сэма Филипса ?
я не знаю :-)
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пт Мар 09, 2007 17:12 |
|
|
Цитата: |
Совершенно справедливо, IceLedy как-то упоминала, что у них в отделении именно так и поступают с пациентами, т.е. по совокупности клинико-психологических данных составлены группы, для каждой из этих групп уже подобраны соответствующие музыкальные произведения, что и используется в лечебно-реабилитационной работе.
IceLedy где-то писала, какие типы имеют терапевтическую "аффильность" и к какой музыке.
|
Кстати, очень интересные наработки(мой коллега занимается).
Например, музыка Моцарта-нравится пациентам синтонным, каков был и сам Моцарт. Прослушивание 15-20 мин. композиции снимает на неск часов депрессивные симптомы, оживляет шизотипических пациентов. По-моему(лень искать) где то в инете есть, даже с произведениями. Вообщем, мой коллега может разгадать ядро характера человека с одного приема-поставив несколько композиций и определив, какая ближе.
Можно на эту тему почитать у МЕ Бурно.
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Мар 10, 2007 18:38 |
|
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|