Автор |
Сообщение |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Ноя 04, 2007 01:06 |
|
|
Проводилось анкетирование по поводу адаптации в новых условиях обучения (периодическая система) и к новому колективу в 7 и в 10 кл-х.
Цель проведения нам не важна, а важно, - что
по результатам получилось, что треть испытывают высокую или очень высокую нагрузку.
Меня попросили дать какие-либо рекомендации по этому поводу ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Т.е. что можно рекомендовать делать, если высокая учебная нагрузка?
При чём, мне это нужно сделать достаточно лаконично и при том, что на мой взгляд - это проблема скорее методики преподавания, чем психологическая...
а я не педагог...
Тем не менее.
Я набросал кое-какие тезисы, по которым можно попробовать составить хоть что-то..
1. Рассказать о том, что материал требует усвоения. (Как переваривание пищи. Знания усвоены – ты готов к новой порции!) Для наилучшего усвоения -
- нужно определённое время, чтобы материал "улёгся" перед контрольной. Хорошо отработанный материал хорошо «всплывает» в памяти некоторое время спустя, есть момент, что планируемые ответственные мероприятия прорабатываются бессознательно к определённому назначенному дню
- на уроке должно даваться не более одной темы
- материал во время домашней подготовки должен дробиться. В день изучается одна тема, что связана с предметом, в другой день - другая, но ни несколько вместе! На день - одна цель!
- урок строиться должен как разбор одной центральной идеи
- не должно акцентироваться внимание на вещах, не касающихся учёбы
- материал не должен быть абстрактным, неосмысленным, а требующим
2. Завышенные требования, высокая нагрузка, неусвоенность знаний могут дать
- снижение мотивации к обучению
- неврозы (систематическое невыполнение важных домашних заданий, «лень», опоздания, пропуски занятий, (в том числе «по болезни») повышение агрессивности, аддиктивная деятельность и т.д.)
- усталость в том числе вызванная тревогой, а точнее, защитным механизмом подавления её.
- недосыпание
- снижение всех умственных способностей
Принимаю замечания, мысли, новые рекомендации
Например, какие формы работы на уроке более всего подойдут в наших условиях?
Какая работа в классе может проводиться психологом относительно этого?
Какова целесообразность различных «отдыхов» и в каких формах они могут быть?
|
|
|
|
|
 |
RheanНачинающий
Сообщения: 10 Регистрация: 06.11.2007
|
|
Добавлено: Ср Ноя 07, 2007 19:51 |
|
|
Все хорошо продумано
из своего опыта могу посоветовать такие фокусы:
1. переструктурирование материала. Т.е. каждый преподаватель знает какие темы близки между собой и может комбинировать их в большой блок. Эти темы будут идти рядом по времени (соседние уроки) и на них можно ссылаться в процессе подачи новой темы. ("вот это так... а помните, вчера было почти так, только вот этак... и совсем противоположно тому, что на прошлой неделе")
2. много иллюстраций из реальной жизни
3. максимальная наглядность - все способы конспектирования, рисунки, проекторы и т.д.
4. каждые 15-20 мин. давать 2-5 минутную паузу на расслабление, в течение которой можно подвигаться, поговорить или обсудить поданную тему на примерах
5. максимальное использование дискуссий и обсуждений. Чем больше вопросов, тем лучше поймут и запомнят
6. практические задачи (если предмет позволяет), причём постараться снять напряжение связанное с оценкой.
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Ноя 07, 2007 23:51 |
|
|
OK!
Когда-то очень давно видел исследование эффективности в обучении различных форм работы (лекция, самостоятельная работа, презентация, мозговой штурм и прочие).
Я помню лишь, что самая эффективная форма работы с т.з. усвоения материала - это обучение других, а самая бесполезная - это лекция.
Может, кто встречал где-нибудь что-то похожее?
|
|
|
|
|
 |
с-винтикПользователь
Сообщения: 552 Регистрация: 08.06.2007
|
|
Добавлено: Пт Ноя 09, 2007 14:52 |
|
|
а почему так важно не снижать кол-во материала?
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Ноя 11, 2007 07:20 |
|
|
Во-первых, до этого додуматься легко, это не вопрос. Во-вторых, придётся тогда снижать для всех, то есть и для вторых двух третей, что не испытывают перенагрузки. Это нехорошо, почему другие должны страдать? Или снижать кол-во материала для трети, остальные делают то, что надо, но это технически я себе не представляю, как сделать.. Да и для 10-х класссов такого не бывает понятия - индивидуальная программа..
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Ноя 14, 2007 15:55 |
|
|
придумал ещё такое направление для раздумий -
3. Признаки переутомления
Не может вспомнить информацию, которую явно учил
Делает глупые ошибки
Часто витает в облаках, теряет внимание
(Потеря внимания ещё может быть в случае если даётся не усваеваемый материал)
Не понимает собственных ошибок, если учитель на них указывает
Входит в ступор при ответе
Может быть связано с прогулами по несколько уроков, частыми болезнями
Под эту тему можно рассказать про торможение и запредельное торможение мозга. Например, многие сталкивались с тем, что иностранные слова забываются тем скорее, чем больше их зубришь.. Или во время ответа на экзаменах делаются глупейшие ошибки, или демонстрируется полное забывание материала. (Лично у меня была однажды целая эпопея, связанная с этим феноменом).
|
|
|
|
|
 |
с-винтикПользователь
Сообщения: 552 Регистрация: 08.06.2007
|
|
Добавлено: Чт Ноя 15, 2007 18:06 |
|
|
На самом деле перегрузка у школьников почти тотальная.
Где эти две трети?
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Ноя 15, 2007 23:22 |
|
|
Цитата: |
На самом деле перегрузка у школьников почти тотальная. |
как это выявить?
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Ноя 15, 2007 23:25 |
|
|
может, ещё какие-нибудь тезисы?
Я наверняка что-то упустил..
|
|
|
|
|
 |
с-винтикПользователь
Сообщения: 552 Регистрация: 08.06.2007
|
|
Добавлено: Пт Ноя 16, 2007 10:56 |
|
|
Извиниет за неточность.
Могу сказать только за те школы , где проводили тестирование - половину материала все равно не усваивается.
Нагрузка отрицательно влияет на нейродинамический компонент.
За счет этого влияния затягивается развития всех высших функций и произвольности , в том числе. Еще бы _ посмотрите на младшие классы и оцените развития базовых функций. То , что было нормой еще пять (!) лет назад - сейчас уже высший пилотаж . Почти никто из детей 6-7 лет не выполняет хорошо реципрокную пробу, графомоторную пробу, динамический праксис, пробу Хеда. Снижено тактильное восприятие. Снижена кинестетика.
Некоторые сильно левополушарные дети все равно компеснируются за счет высокого уровня речевого регулирования - но посмотрите на этих детей. Они же совсем нервные!
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Ноя 22, 2007 00:06 |
|
|
Цитата: |
Извините за неточность.
|
Вы поняли меня, как если бы я требовал точных данных по общеобразовательной системе, но мне не это нужно.
Говоря, "как это выявить" я имел ввиду, как выявить мне это у себя в школе, если это есть, чем, чтобы было более-менее наглядно, понятно...
Хотя мне и это не к спеху, тем более, что это наверное черезчур сложно..
МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО МОЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ПЕРЕГРУЗКЕ? Требования системы остаются, перенагрузка остаётся, - что делать? Как выходить из противоречия? Развивать готовность к восприятию информации, учить учиться? Как?
Цитата: |
половина материала все равно не усваивается.
|
При лекции усваивается 1% информации
При обучении других - 95% информации
и прочие способы обучения тестировались, были такие исследования... Возможно, я найду их скоро..
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|