Автор |
Сообщение |
ГалинкаПользователь
Сообщения: 60 Регистрация: 25.10.2007
|
|
Добавлено: Пн Дек 03, 2007 23:35 |
|
|
Работаю с детьи С УО подростками. Запрос администрации - формирование мотивации и положит отношения к учебной и трудовой деятельности, надо написать программу.
Вот что я думаю: взять набор профильных для детей профессий (так как мотивировать их стать учителем, например, не стоит в силу особенностей) и каждое занятие посвятить одной из профессий. Кроме этого, активизировать познавательную деятельность и формировать мотивацию достижения. Может кто подскажет какие идейки, а то голова кругом идет
|
|
|
|
|
 |
JuriПользователь
Сообщения: 2654 Регистрация: 03.12.2007
|
|
Добавлено: Вт Дек 04, 2007 21:28 |
|
|
Я бы посмотрел где-нибудь в литературе или поразмышлял сам и попробовал уяснить для себя, а что вообще влияет на формирование мотивации и положительного отношения к... Это может быть, к примеру, нечто следующее:
- условия труда или учёбы
- справедливая оценка результатов труда или учёбы
- хорошие отношения с одноклассниками
- хорошие отношения с учителями или руководителями
- успехи в труде или учёбе
- смысл труда или учёбы ("А зачем мне это надо?") и т. д.
Затем я бы поинтересовался, чем из выше перечисленного мои ученики довольны, а чем нет. Дополнительно к этому я бы поразмышлял сам и посоветовался с коллегами, что можно сделать для улучшения условий, взаимоотношений, для справедливости оценки, для того, чтобы ученики лучше замечали свои успехи и т. д. С учётом всего этого я бы и написал программу, включающую все выше названные направления. Конкретные предложения зависят от конкретных условий. Если есть интерес, можно поговорить подробнее, хотя эта проблематика (мотивация, дети, УО) очень далека от моих профессиональных интересов и я опасаюсь, что будет не очень просто мои советы или рекомендации воплотить в жизнь (если они вообще будут пригодны для практического применения).
|
|
|
|
|
 |
ГалинкаПользователь
Сообщения: 60 Регистрация: 25.10.2007
|
|
Добавлено: Вт Дек 04, 2007 21:54 |
|
|
Juri
полностью согласна, НО
в силу особенностей детей- условия труда им не пожходят всегда (за практику не платят - они требуют), оценка им всегда кажется несправедливой - т.к. дети УО, у них саммоценка завышена практически у всех, а смысла в труде они не видят, т.к. еще не столкнулись с необходиостью, в дет доме они на всем готовом
|
|
|
|
|
 |
РаптусПользователь
Сообщения: 115 Регистрация: 19.05.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вт Дек 04, 2007 23:58 |
|
|
Я бы сразу перечислила те профессии в которых такой контингент больных можно устроить. Посмотрела бы что у кого из них лучше получается. В смысле оценить каждого по нескольким параметрам усидчивость, моторные возможности, поведение и тд. Таким образом круг профессий еще больше сузился, а далее уже мастерство оратора
|
|
|
|
|
 |
JuriПользователь
Сообщения: 2654 Регистрация: 03.12.2007
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 00:24 |
|
|
Что значит "условия труда им не подходят всегда"? Если они недовольны условиями на 100%, то стоит подумать, что можно сделать, чтобы они были недовольны на 95 %, а на 5% были довольны?
Ваше высказывание "оценка им всегда кажется несправедливой - т.к. дети УО, у них самооценка завышена практически у всех" мне представляется не совсем корректным. Если мне память не изменяет, в психолого-педагогической литературе принято различать оценку и отметку (Амонашвили). На удовлетворённость и мотивацию влияет не столько отметка (2, 3, 4, 5, хорошо, плохо. удовлетворительно), сколько содержательная оценка (что сделано так, что не так, что и как можно было сделать по-другому). Было бы интересно посмотреть, как Вы (и Вы лично, и Ваш коллектив) оцениваете своих УО. Что можно сделать, чтобы Ваша оценка была более объективной и более стимулирующей: оцнивать чаще? оценивать более дифференцированно? оценвать не только результат, но и процесс?...
Вы пишете "смысла в труде они не видят". А в чём они видят смысл? Что они ценят? Что им нужно, чтобы получить то, что они ценят?
Как Вы сами думаете, это хорошо, что "в дет доме они на всем готовом"? Может, Вы, сами того не желая, поддерживаете за счёт "блюдечка с голубой каёмочкой" их пассивность и не даёте развиться положительному отношению к...?
|
|
|
|
|
 |
РаптусПользователь
Сообщения: 115 Регистрация: 19.05.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 03:08 |
|
|
Juri, вы наверное никогда не работали с ткой нозологией. Дело в том что таким больным не хочется рано вставать, не хочется напрягаться и т.д. т.к волевые процессы у них развиты совсем по другому и жизненные ценности совсем другие в сравнению со здоровыми людьми. У меня есть большой опыт работы с такими больными и вне детского дома, вариант тот же. Обучили, устроили, а работать не стал. Почему? Огромное кол-во ответов. Например, не хочу, рано вставать, далеко ехать, хочу работать в банке как он и т.д. Поэтому я понимаю все сложности Галинки и мало себе представляю массовое устройство таких больных на работу
|
|
|
|
|
 |
JuriПользователь
Сообщения: 2654 Регистрация: 03.12.2007
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 12:27 |
|
|
Вы пишете: "Дело в том что таким больным не хочется рано вставать, не хочется напрягаться и т.д. т.к волевые процессы у них развиты совсем по другому и жизненные ценности совсем другие в сравнению со здоровыми людьми." А мне слышится: "Они такие и ничего с этим не поделаешь." Если это так, то и обсуждать нечего. Если это не так, то стоит посмотреть на конкретные проблемы и что можно для решения этих конкретных проблем сделать. Иными словами, вместо обсуждения глобальной проблемы "Формирование мотивации и положительного отношения к учебной и трудовой деятельности у УО" (может, кто из администрации диссертацию на эту тему пишет?) следует сформулировать ряд конкретных проблем (не встет вовремя, опаздывает к началу уроков или работы, не может концентрированно работать более 30 минут и т. л.). Тогда будет более понятно, что делать дальше
|
|
|
|
|
 |
ГалинкаПользователь
Сообщения: 60 Регистрация: 25.10.2007
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 17:50 |
|
|
Раптус
да, действительно, при опросе очень показательным для меня был ответ мальчика 13 лет "Хочу быть директором", на вопрос "Директором чего?", ответ - "да без разницы". Спасибо за совет, включу анализ особенностей каждого ребенка, это оч хорошая идея, но как все же добиться желания учиться и работать?
|
|
|
|
|
 |
ГалинкаПользователь
Сообщения: 60 Регистрация: 25.10.2007
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 17:58 |
|
|
Juri
чыто касается оценки, то когда разбираешь процесс выполнения задания, дети считают, что это я несправедливо их оцениваю, а они выполняют работу отлично.
Что касается "блюдечка с каемочкой", я ж только психолог, есть воспитатели, которым часто проще сделать самим, чем заставить детей.
А мне слышится: "Они такие и ничего с этим не поделаешь."
В целом это так и есть, изменить можно, но оч сложно, у детей же поражение гол мозга, что отражается на всех псих процессах, биться головой об стену бессмысленно, волевые процессы нельзя изменить в корне, к сожалению. Тем не менее мне оч интересно услышать мнение со стороны, спасибо Вам, жду ответа.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 18:38 |
|
|
Галинка
У меня первый вопрос такой. УО подростки - это кто? Умственно-отсталые? Насколько я помню, эту аббревиатуру запретили ещё в 70-х годах, с целью дестигматизации данного контингента.
А уже сейчас кто-то из этих ребят работает, вы кого-нибудь из них видели работающим?
Есть производственная база или вы их трудоустраиваете на производство, предварительно обучаете у себя в учреждении?
Что у вас за учреждение, какой контингент умственно отсталых, примерные диагнозы. Что вас вообще интересует, организация или написание плана по заданию администрации.
Цитата: |
у детей же поражение гол мозга, что отражается на всех псих процессах, биться головой об стену бессмысленно, волевые процессы нельзя изменить в корне, к сожалению |
Не знаю насколько вам интересен такой опыт, но одно время я руководил МСЧ Психоневрологического интерната, а там, как вы понимаете, значительно более глубокие степени умственной отсталости, так наши ребята работами на свиноферме, на молочной ферме, на лесопилке, работали в поле, выезжали на ближайшие ж.-д узлы разгружать вагоны и т.д., зарабатывали очень неплохие деньги.
И работали у нас даже имбецилы, что характерно, они любили работать и работали не за деньги, т.к. от заработка получали лишь фиксированную сумму.
У вас есть в штате трудинструкторы?
|
|
|
|
|
 |
ГалинкаПользователь
Сообщения: 60 Регистрация: 25.10.2007
|
|
Добавлено: Ср Дек 05, 2007 22:25 |
|
|
M.B.
ну да, я знаю, что термин не употребляется, я для понятности написала, это дети с интеллектуальной недостаточностью. К слову, термин имбицил, дебил тоже не употребляется. У меня дети с интеллектуальной недотаточностью легкой степени.
M.B.
кстати, хъочу отметить, что у нас в детском доме было 3 ребенка, у которых умеренная степень мнтел. недостаточности диагносцировали на ПМСК, их потом в собес отправили, так вот они могли работать бесконечно, монотонная работа - это для них, как по учебнику прямо. Но с легкой степенью ну ни в какую.
Интересует меня написание программы занятий по формированию мотивации, ну чтобы хоть как то изменить ситуацию.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Дек 06, 2007 05:10 |
|
|
Цитата: |
К слову, термин имбицил, дебил тоже не употребляется.
|
Согласен, но я говорю о событиях более чем 20 летней давности, помимо этого нынешние 4 категории не накладываются на 3 ранее существовавших.
Цитата: |
У меня дети с интеллектуальной недотаточностью легкой степени. |
Спасибо, это я уже понял, а как всё-таки называется эта категория коррекционных учреждений?
Цитата: |
Но с легкой степенью ну ни в какую. |
Почему-то кажется, что для такой степени будут характерны те же принципы, что и для педагогически запущенных детей, т.к. дети с такой степенью умственной отсталости, которые живут в семьях, как правило, приучены к труду и любят работать. У "олигофренов". как вы и без меня знаете. пунктик на желании быть таким как все и не хуже всех, обычно они гиперкомпенсированы на соответствии социальным стандартам, хоть и делают всё наивно и подчас нелепо.
Цитата: |
Интересует меня написание программы занятий по формированию мотивации, ну чтобы хоть как то изменить ситуацию.
|
Если у вас нет типовых программ, хотя насколько я знаю. такие программы существуют (у меня недавно была пациентка психолог -педагог из коррекционной школы по типу вашей). то возмите за основу программы для педагогически запущенных детей или даже такие программы для учреждений системы ГУФСИНа. Ищите по аналогии.
Попробуйте поискать аналогичные программы, составленные в русле бихевиоризма, можно зарубежные, т.к. ни о какой собственно мотивации, судя по всему, речи не идет, скорее речь идет о стимуляции и последующем положительном подкреплении (вознаграждении).
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|