Автор |
Сообщение |
А.К.Начинающий
Сообщения: 5 Регистрация: 09.12.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Дек 10, 2009 19:07 |
|
|
Привет всем. Я работаю школьным психологом,и скоро даю открытый урок на тему"Рисуем деревья.."(по Лебедевой).
"Рисуем деревья..."
Цель: Занятие позволяет развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелатель¬ные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Со¬четание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.
1. Настрой («разогрев»).Активизация визуальных, аудиальных,кинестетических ощущений
Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, по желанию).
• Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мело¬дию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние «здесь и теперь».
• Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.
2. Поиск образа посредством движений под музыку.
Звучит медленная, мелодичная музыкальная компо¬зиция (без слов).
• Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.
• Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.
Далее предлагается выбрать в пространстве аудито¬рии подходящее место, где «дереву» удобно качать вет¬вями, расти вверх и даже танцевать.
• Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.
• Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Толи дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками —листочками.
У психолога есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора.
• Попробуем все вместе создать образ очень силь¬ного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества. Психологу важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.
3. Индивидуальная работа
Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональ¬ное состояние.
Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.
• На листе бумаги с помощью любых изобразитель¬ных средств нарисуйте представленные вами об¬разы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.
• Придумайте рисунку название и историю, кото¬рую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.
4. Этап вербализации
Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмот¬реть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит.
Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, пси¬холог и другие участники групповой работы могут до¬полнительно задавать корректные косвенные вопросы:
• Где твоему дереву хотелось бы расти: на опуш¬ке или среди других деревьев?
• Есть ли у него друзья и враги?
• Боится ли чего-нибудь это дерево?
• Грозят ли ему какие-либо опасности?
• О чем мечтает это дерево ?
• Какое настроение у твоего дерева?
• Это дерево скорее счастливо или несчастно?
• Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?
• За что его любят люди?
• Что снится дереву?
• Какой бы подарок его обрадовал?
• Как можно спасти, чем помочь, если дерево бо¬леет?
Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая учителю много важных све¬дений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.
Далее участникам предлагается следующая инст¬рукция.
Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторви¬те по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножни¬цами пользоваться нельзя.)
5. Коллективная работа
• Представьте, что большой лист ватмана на полу — это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удоб¬нее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).
• Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.
• При желании, измените первоначальное место -положение вашего рисунка.
На этом этапе особенно значимо состояние уверен¬ности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший те¬рапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.
6. Заключительный
Занятие завершается взаимными подарками и добры¬ми пожеланиями.
• Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне подарить свой рисунок на память тебе». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талисманами. Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительного положения, если тот по какой-либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.
Подскажите, более опытные коллеги, под какую музыку можно проводить занятие, есть ли какие-нибудь апробированные уже композиции(желательно классические)?
Можно ли использовать этот метод с подростками?
Как не спровоцировать негативную реакцию на предложение порисовать?
Прокомментируйте,пожалуйста,последний этап с подарками(может его убрать?класс трудный-многим явно никто не подарит.. или самой им подарить свои рисунки?..)).
И вообще,ваши комментарии.
|
|
|
|
|
 |
СветлаяПользователь
Сообщения: 1337 Регистрация: 14.09.2009 Откуда: Latvia
|
|
Добавлено: Пн Дек 14, 2009 22:00 |
|
|
А.К. я не психолог но и то понимаю что музыка должна быть без слов и желательно на тему природы, леса, пения птиц что бы легче было представить деревья (можно что то классическое как заставка "в мире животных"Paul Mauriat, или заставка из "прогноза погоды" под названием Manchester i Liverpool или музыку более медленную медитативную типа Enya...главное что бы была расслабляющей...
Если вы боитесь негативной реакции то лучше у них спросить что бы им захотелось порисовать....может они от монстров или вампиров балдеют...пусть рисуют что хотят!:-) заодно вы посмотрите у кого что на уме;-)
Подростки или нет не важно...важно что бы вы с ними открыто общались и знали что вы хотите от них и что вы сами готовы им предложить. Чем вы хотите поделиться с ними и как вы хотите их воодушевить? Чем вы будите им полезны...именно вы?
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|