Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Математика в психологии

Математика в психологии
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Sonic
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 14.09.2007
СообщениеДобавлено: Пт Сен 14, 2007 14:42 Ответить с цитатой

HELP! Супруга учится на психолога на заочном, пишет контрольную. Неделю мурыжимся и не можем въехать в следующую задачу:
Измерен фактор внутреннего сопротивления при обращении в службу знакомств у мужиков (даны 20 чисел) и женщин (тоже даны 20 чисел). Вопросы:
1. Можно ли утверждать что у женщин фактор внутреннего сопротивления больше?
2. Можно ли утвреждать что оба показателя распределены нормально?
Как эта хрень решается, блин? Есть такая штука - критерий t-стьюдента. Позволяет оценить, значимо ли со статистической точки зрения различие средних значений выборок или нет. Но нигде нет ни слова о том, как определить направление этого различия (чей показатель больше). Единственное что я могу предположить - это тупое арифметические сравнение двух средних. Самый главный вопрос - я прав или нет?
Далее, t-стьюдент катит только в случае нормального распределения в обоих выборках. Дабы понять в каком направлении мне двигаться, я загнал исходные данные в SPSS и проделал все три теста (графический, и еще два каких-то, не помню сейчас). По тестам получается что у мужиков ненормальное распределение. Дурачусь А следовательно, как пишет учебник, вместо t-стюдента я должен заюзать U-манна-уитни.
Я вообще в правильную сторону мыслю? Что-то мне вся эта схема кажется излишне навороченной... И - так как-же все-таки сравнивать средние значения (и средние ли надо сравнивать)?
Перерыл весь учебник и весь Инет - прямых подсказок не нашел. HELP!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
братишка
Пользователь
Сообщения: 10338
Регистрация: 18.04.2007
Откуда: из подвала
СообщениеДобавлено: Пт Сен 14, 2007 19:36 Ответить с цитатой

Правильно делаешь.
сравнивай по уитни.
если различия не значимы, на том и дело закончено.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
7058625
Начинающий
Сообщения: 15
Регистрация: 13.02.2006
СообщениеДобавлено: Чт Мар 27, 2008 02:29 Ответить с цитатой

Сначала нужно посчитать дисперсию( среднее значение) у мужчин и у женщин, а потом уже считается t-критерий Стьюдента. Советую взять учебник Ермолаева "Математическая статистика для психологов", очень хорошо и граммотно написан.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Хрюкина
Начинающий
Сообщения: 12
Регистрация: 26.02.2008
Откуда: оттуда...
СообщениеДобавлено: Чт Мар 27, 2008 16:15 Ответить с цитатой

Улыбаюсь, шучу

Последний раз редактировалось: Хрюкина (Сб Май 31, 2008 23:43), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
StrangerS
Начинающий
Сообщения: 15
Регистрация: 16.04.2007
СообщениеДобавлено: Сб Мар 29, 2008 09:23 Ответить с цитатой

В сравнении средних значений действительно необходимо применять критерий T-Стьюдента. Он необходим для сравнения средних значений 2-х выборок. Толко у каждого критерия есть свои ограничения и у этого критерия также есть:
1. Нормальность распределения выборок
2. Равные дисперсии двух выборок

Суть ваших рассуждений соверешенно правильная. Если пункт 1 не выполнен, то конечно применять критерий не желательно. Для пункта 2 есть специальный критерий проверки равенства дисперсий. Это F-критерий Фишера. Дисперсии точно равны не будут, поэтому нужно проверять именно статистическое равенство дисперсий.

Вопрос о различии T-критерий решает. При определенном уровне значимости он дает вывод о обычно отличии. Естьтакже гипотеза о том, что одно среднее больше другого. Так называемая ДВУНАПРАВЛЕННАЯ ГИПОТЕЗА. Там просто уровень значимости делится пополам.

Если не получается T-Стьюдента, то можно U-Манна-Уитни. Он вообще от средних и от нормальности распределения не зависит. Он проверяет так называемую однородность смешанной выборки. Перемешивают всех мужчин и женщин и смотрят на сколько все изменяется. Он дает ответ на вопрос отличаются ли выборки друг от друга. Кто больше или меньше узнать не получится.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Сб Мар 29, 2008 13:39 Ответить с цитатой

1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 1996.
2. Крылов В.Ю. Математические методы в психологии. "Психологический журнал", 1980, т. 1, №6, с. 26-34.
3. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М. 1973.
4. Ломов Б.Ф., Николаев В.И., Рубахин В.Ф. Некоторые вопросы применения математики в психологии. В сб. Ст. "Психология и математика". М. "Наука". 1976. С. 6-43.
5. Ломов Б.Ф. Системность как принцип математического моделирования в психологии. "Вопросы кибернетики", 1979, вып. 50, с. 3-18.
6. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М. 1983.
7. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. Сб. Статей. М. ИПРАН. 1995.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и понятие множества. В сб. статей "Психология и математика". М. "наука". 1976.
9. Логвиненко А.Д. измерения в психологии: математические основы. М. МГУ. 1993.
10. Гниденко В.В. Курс теории вероятностей. М. "Наука". 1969.
11. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М. МГУ. 1975.
12. Журавлев Г.Е. Системные проблемы математической психологии. М. "Наука". 1983.
13. Браунли К.А. Статистическая теория и методология в науке и технике. М. "Наука". 1977.
14. Эренберг А. Анализ и интерпретация статистических данных. М. "Финансы и статистика". 1981.
15. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 2. Приложение Б. Статистика и обработка данных. М. "Мир". 1992.
16. Математическая теория планирования эксперимента. Под ред. С.М. Ермакова. М. "Наука" 1983.
17. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Учебное пособие. М. МГУ. 1982.
18. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М. МГУ. 1975.
19. Психологические измерения. Сб. статей. М. "Мир". 1967.
20. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб. 1996.

На всякий случай, к сожалению, не по алфавиту. Подмигиваю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
airu
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 03.01.2010
СообщениеДобавлено: Вс Янв 03, 2010 12:02 Ответить с цитатой

помогите решить задачу.
Для проверки эффективности новой развивающей программы была сделана случайная выборка из десяти учеников. результаты тестов до 45 45 46 48 49 49 50 51 51 51 и после 46 46 47 49 50 50 51 52 52. проверить гипотезу о том чтопрограмма не влияет на результаты выполнения тестов
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Микаэль_Кос
Начинающий
Сообщения: 1
Регистрация: 14.05.2010
СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 16:12 Ответить с цитатой

Используйте тест Стъюдента, но судя по данным, программа должна влиять на результаты,
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское