Автор |
Сообщение |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Вс Апр 25, 2004 09:03 |
|
|
Коллеги! Очень интересует опыт групповой работы с девиантными подростками. (Пока есть только опыт индивидуальной работы. )
1. Особенности групповой динамики в таких терапевтических группах
2. Возраст - 14, 15, 16, 17 лет - какиая специфика и когда эффективнее работать.
3. Терапевтическое направление кто что использовал или рекомендует использовать?
4. Литература - что бы почитать?
5. Любые мысли о работе с девиантными подростками.
Спасибо.
|
|
|
|
|
 |
LiLuПользователь
Сообщения: 51 Регистрация: 26.02.2004 Откуда: Нижний Новгород
|
|
Добавлено: Чт Май 06, 2004 19:23 |
|
|
уважаемая коллега! Ваш выбор тяжек и горек. Так и хочется сказать словами Р.Смида ( его книга: "Групповая работа с детьми и подростками): специалист, работающий в группе с подростками должен иметь два качества - уметь переживать разочарования и ... - остальное сами найдете ;-).
По поводу групповой динамики и прочей хрени (извиняюсь), касающиеся группового процесса: забудьте об этом - подростки, а тем более девиантные не желают (естественно) никакой работы в принципе. Не хочу пугать - но мой опыт, не самый большой, но интенсивный, пока показывает - если вам на группу подростков будут водить родители, то посещаемость еще можно как-то обеспечить. Групповые нормы лучше вводить дирктивно. Кстати, и остальное тоже: участие в играх, заданиях, ситуация - например через карточки или по счету: типа "Моя любимая цифра 3, 5, 9... " и считать (как козленок из мультика)... А вообще самое главное, как мне кажется, не считать себя великим Гуру и образцом для подражания. Умение быть чудаком и чуточку придурком - это то, что может "спасти" в работе с подростками. Конечно, все это несколько сумбурно, сами понимаете - конец рабочего дня и начало праздников...
По поводу итературы - мне помогли (далеко не все):
Кондрашенко и Донских "Основы психотерапии", К.Рудестам "Групповая психотерапия", а также Собчик и Личко - там особенности подросткового возраста и акцентуации.
А так, по девиантам, по-моему здесь библией должна быть книга Менеделевича "Девиантное поведение" (или Клиническая и медицинская психология). А в остальном - удачи и пишите. Чем смогу - помогу.
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Вс Май 09, 2004 08:24 |
|
|
Спасибо за литературу. Буду искать книгу Менделевича. К солжалению, к Собчик, отношусь плохо - стереотипы, потому что так относится учили в универе на "психодиагностике".
Вот бы никогда не догадалась вспомнить про Личко.
Р. Смид пылится дома на полке - надо, надо пыль стряхнуть.
Цитата: |
не желают (естественно) никакой работы в принципе.
|
Вот здесь я не совсем согласна. Видимо пока у меня еще идеалистическая позиция, и мне кажется, что в голове девиантного подростка просто не сочетается то, что проблему можно решить с помощью психотерапии и если подростку объяснить это, то он вполне будет согласен на работу. Важно, что в подростковом возрасте человек еще надеится быть счастливым.
Но а если о реальном, то пока я столкнулась с тем, что психологического консультирования по контрасту с жизнью подростка - это что-то очень медленное и вялотекущее. За неделю подростковой жизни у этого самого подростка происходит масса событий. (Он может успеть влюбиться, расстаться, напиться, суициднуться.) И психотерапевтическая группа может не всегда вписываться в "график".
Цитата: |
Групповые нормы лучше вводить дирктивно
|
Как ни крути а придется быть директивным.
У меня к Вам вопрос снизилась ли директивность со временем. Или это не правильно менять стиль ведения группы?
Цитата: |
самое главное, как мне кажется, не считать себя великим Гуру и образцом для подражания. Умение быть чудаком и чуточку придурком
|
Это мне нравится. Мой выбор действительно тяжел и горек. Потому как я поняла, чтобы вести такую группу нужно уметь выполнять фигуры высшего пилатажа - т.е. быть ДИРЕКТИВНЫМ ПРИДУРКОМ.
|
|
|
|
|
 |
докторшаНачинающий
Сообщения: 11 Регистрация: 01.04.2004 Откуда: одесса
|
|
Добавлено: Пн Май 10, 2004 21:54 |
|
|
/Умение быть чудаком и чуточку придурком - это то, что может "спасти" в работе с подростками./
абсолютно согласна с LiLu:) у меня опыт работы с подростками не большой, но бурный...
пришла в уже сработанную группу - на замену другому психотерапевту...уф.. а у меня еще в группе 70% дети в семьях с разводами и взаимоотношения с мачехами/отчимами не очень..
попустится удалось только после личной терапии под девизом "наше(мое) место возле параши" )
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Ср Май 12, 2004 00:17 |
|
|
Здравствуй докторша!
Спасибо огромное за отклик.
Тем более за то что делишься личным опытом, и он на меня произвел впечатление, особенно
Цитата: |
наше(мое) место возле параши")
|
Что-то как-то не хочется пребывать в указанном тобой месте. Получаются клиенты (подростки) могут устрить серьезную проверку терапевту. С другой стороны для меня это дележ пространства и явная экспансия на границы терапевта - кто устанавлиает здесь правила - клиент или терапевт. (что насколько я понимаю свойственно пограничным клиентам)
Если не затруднит, поделись, пожалуйста, по поводу личной терапии, что это была за терапия, на что направленная. А то очень хочестя понять, что меня может ожидать.
Лично для меня приемлемо быть "придурком", но вот отдавать группе право устанавливать правила, указывать место - что-то внутри меня противится.
|
|
|
|
|
 |
LiLuПользователь
Сообщения: 51 Регистрация: 26.02.2004 Откуда: Нижний Новгород
|
|
Добавлено: Ср Май 12, 2004 16:25 |
|
|
Уважаемая коллега! С удовольствием отвечу на поставленные вопросы, но у меня к вам маленькая просьба. Вы писали:
[quote="Наталья Юдина"] К солжалению, к Собчик, отношусь плохо - стереотипы, потому что так относится учили в универе на "психодиагностике". [quote]
Чем же она, по мнению Ваших преподов плоха? Поделитесь, плиииз. Лично мне она здорово помогает. С ее помощью мне удалось-таки освоить психодиагностику для консультирования и психокоррекции, а в частности, дифференциальную диагностику. Мне здорово помогает ее подход к системе организации личности и личностных свойств. Консультируешь пациента - а в голове схемка складывается - чего, как спрашивать и что за тип АХ (либо просто характерные черты) здесь могут быть, а самое главное - чем и как помочь можно и можно ли вообще.
А теперь к основному. Вы писали:
[quote]если подростку объяснить это, то он вполне будет согласен на работу. [quote]
Опять-таки, если объяснить. Но, как правило, опыт показывает, что если подросток имеет девиантное поведение (да, кстати, о каком девиантом поведении мы говорим: делинктвентном, аддиктивном, патопсихологическом и т.д...?), то в основе лежат какие-либо особенности характера. Конечно, хорошо, если попадется кто-нить с ведущим психастеническим радикалом (или из этой же группы), то его и уговаривать не надо, а если неустойчивый, или эпилептоидный, али истероид? Конечно, я ни в коей мере не хочу сказать, что вся работа без толку, только трудно это. Действительно, приходиться выворачиваться наизнанку, чтобы их замотивировать на работу. У меня, к сожалению, есть опыт собирания группы совсем не девиантых подростков для волонтерской работы по профилактике употребления ПАВ, так могу честно сказать, со скрипом. Хотя мотивирование строилось на том, чего ж им надоть. Но ...
К вопросу о директивности стиля. Конечно стиль менять предпочтительнее - чем выше сплоченность, тем ниже авторитарность. И вообще, самая главная заповедь тренера (и психолога вообще) - нет плохих пациентов, есть ригидные специалисты (это я не сама придумала, это в книжке "Эффективный психотерапевт" Джеффри Котлера - я только чуточку перефразировала)...
Увы, надо бежать - пациентиль пришел. Пошла работать.
|
|
|
|
|
 |
докторшаНачинающий
Сообщения: 11 Регистрация: 01.04.2004 Откуда: одесса
|
|
Добавлено: Чт Май 13, 2004 20:09 |
|
|
Привет, Наталья
Вполне неплохое место, надо сказать.. И теплое и диспозиция хорошая - всех видно Самооценка, правда, страдает безбожно - вот с этим и работала (со своим психотерапевтом) Что, мол, умная-умная и книжки разные читала и семинары посещала/проводила и вааще... А тут эээх..
А "дележ пространства и экспансия на границы терапевта" происходит на всех группах и это не обязательно выражается в "неповиновении"..
мне тогда моя терапевт сказала такую простую-простую фразу... но для меня она оказалась очень важной.. про два вопроса, которые неплохо было бы себе задавать : на что направлено то, что я говорю/делаю и кому это нужно (мне или им)
Присоединяюсь к LiLu в вопросе про степень и разновидность девиантности, а то вот ты уже про пограничные состояния говоришь..
|
|
|
|
|
 |
|
Добавлено: Пн Май 17, 2004 08:33 |
|
|
Для LILU Про Собчик. Негатив по поводу Собчик касался в основном ее варианта MMPI. Наш преподаватель возмущалась тем, что Собчик в чисто клинический тест добавила вопросы, касающиеся профориентации и поставила клинический тест на релься профотбора. И предлагали нам пользоваться вариантом Березина. Кроме этого вариант Собчик считается (моим преподавателем) неадаптированным и неапробированным на российской выборке.
Пока я собираюсь работать с девиантными подростками и с психопатическим и с деликвентнывм поведением , возможно и аддиктивным (кроме наркологии). Если успею найти нарколога до начала группы, то возможно и с наркологией. Читаю понемногу Личко, но пока не очень успешно.
Здравствуйте, Доркторша!
Про пограничных клиентов я не корректно написала - я имела ввиду не пограничные состояния, а пограничный уровень организации личности (см . Нэнси Мак Вильямс "Психоаналитическая диагностика" )
Относительно групповой динамике по дележу пространства, то из опыта участия во взрослых группах могу сказать, что если в группе невротики , то динамика идет немного вяло, скрыто, а если появляется персонаж с пограничной организацией личности, то он умудряется "зажигать" всю группу невротиков...
Цитата: |
И теплое и диспозиция хорошая - всех видно
|
Может место и теплое может всех и видно, но в какой момент? Мне что-то очень захотелось перечитать Горького "На дне".
Возможно такой чистый, белый и пушистый психолог может вызвать отторжение. Сейчас я пытаюсь в индивидуальной работе рассказывать подросткам как меня в их возрасте выгоняли из школы. И как я числилась в списке "трудных подростков", состояла на специальном школьном учете. Это чуть-чуть располагает их, но не так уж чтобы сильно.
Цитата: |
Действительно, приходиться выворачиваться наизнанку, чтобы их замотивировать на работу.
|
Придется, придется. Я пытаюсь делать это через "косвенные " симптомы: проблемы предательства друзей, депрессивное состояние, сложности в мужско-женских отношениях. Проблема в том, что такая мотивация нестабильна, мотивируются , но почему-то очень ненадолго.
Коллеги! Как мотивировать? (Конечно из моего текста пока не совсем понятно с кем я предполагаю работать) Но все таки может я и определюсь....
И еще большое СПАСИБО!!!
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Пн Май 17, 2004 08:34 |
|
|
Последнее сообщение мое, почему-то забыла ввести пароль.
|
|
|
|
|
 |
СовестьПользователь
Сообщения: 413 Регистрация: 14.04.2004
|
|
Добавлено: Пн Май 17, 2004 16:00 |
|
|
Очень научные и качественные исследование по груповой психотерапии проводяться в Санкт-Птерб.государственном психо-неврологическом институте им.Бехтерева.Там есть научная библиотека,в которой имеются соответствующие труды.Не знаю как сейчас, а раньше по обмену опытом,врачам из других учреждений можно было даже присутствовать на сеансах групповой психотерапии с подростками.
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Чт Май 20, 2004 23:42 |
|
|
Здравствуйте, Совесть!
Очень интересно, как же можно с институтом Бехтерева связаться?
Но насколько понимаю, что у них сейчасдолгосрочные дорогостоящие обучающие программы. И прицельно попасть на одну программу невозможно.
Жалко , что это Питер. Может все таки кто-то в Москве этим занимается?
|
|
|
|
|
 |
СовестьПользователь
Сообщения: 413 Регистрация: 14.04.2004
|
|
Добавлено: Пт Май 21, 2004 09:24 |
|
|
1.Исследовательский центр ВОЗ при психоневрологическом институте им. Бехтерева СПб; ГУЗ
Адрес:
193020, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. (быв. Казачья ул.), 3
Телефон:
265-2080, 567-5406, 567-7327
2.Клиника СПб НИ психоневрологического института им. Бехтерева
Адрес:
193020, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. (быв. Казачья ул.), 3
Телефон:
265-2430, 567-7326, 567-9039
3.Патологоанатомическое отделение СПб НИ психоневрологического института им.В.М.Бехтерева
Адрес:
193020, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. (быв. Казачья ул.), 3
Телефон:
567-7364
4.Синапс" медицинский центр при психоневрологическом институте им. Бехтерева; ООО
Адрес:
193019, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. (быв. Казачья ул.), 3/7
Телефон:
177-7612, 265-0208, 556-8478
Факс:
567-3165
e-mail:
sinaps@mail.wplus.net
5.СПб НИ психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева
Адрес:
193020, Санкт-Петербург, Бехтерева ул. (быв. Казачья ул.), 3
Телефон:
265-2080, 265-2226, 567-5406, 567-7127, 567-7128, 567-7326, 567-9039
Факс:
567-7127, 567-7128
e-mail:
spbinstb@infopro.spb.su
То, что делается в этом институте, к сожалению нигде в России больше не практикуется в том же качестве.
|
|
|
|
|
 |
докторшаНачинающий
Сообщения: 11 Регистрация: 01.04.2004 Откуда: одесса
|
|
Добавлено: Пт Май 21, 2004 19:55 |
|
|
Пока я собираюсь работать с девиантными подростками и с психопатическим и с деликвентнывм поведением , возможно и аддиктивным (кроме наркологии). Если успею найти нарколога до начала группы, то возможно и с наркологией.
только не смешивай, наутро будет голова болеть
Может место и теплое может всех и видно, но в какой момент? Мне что-то очень захотелось перечитать Горького "На дне".
ой. а момент самый что ни на есть.. открытый.. важный
и еще о мотивации.. возможность понять, что не у одного тебя такие проблемы это важно - факт. Особенно важно, что не у одного тебя такие проблемы _сейчас_. Расказ о том, что "тоже самое было" с тобой когда-то работает, но зачастую лишь как возможность поговорить об этом - как разрешение.. вот.. наверное именно этои служит мотивацией в моих группах - возможность быть самим собой. Ведь по сути дела это то, что не удается им в жизни - либо ты такой каким тебя хотят видеть окружающие, либо ты изгой....
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Вс Май 23, 2004 22:32 |
|
|
Совесть! Спасибо за координаты! Даже не знала, что там такое существует!
Цитата: |
Патологоанатомическое отделение СПб НИ психоневрологического института им.В.М.Бехтерева
|
А зачем это отделение, я ничего такого делать с подростками не собираюсь.
|
|
|
|
|
 |
teapotПользователь
Сообщения: 33 Регистрация: 21.12.2003
|
|
Добавлено: Пн Май 24, 2004 07:31 |
|
|
Цитата: |
только не смешивай, наутро будет голова болеть
|
В анамнез подростков часто встречаются несколько симптомов - "криминал", алкоголизация, антисоциальная компания, бродяжничество, уходы из дома. Наряду с "поведенческими" симптомами часть подростков активно алкоголизируется, часть - нет... Алкоголизируетсмя значительная часть. При этом даже если решить не включать в группу химически зависимых подростков, я думаю, что часть сможет этот факт "скрыть", и квалификации у меня не хватит для выявления зависимости на первичной диагнстике.
Цитата: |
наверное именно этои служит мотивацией в моих группах - возможность быть самим собой
|
Отлично, когда специалист попадает в точку и все скалдывается как надо. Вы, на мой взгляд, пишете об этапе доверия в группе. И для меня это уже большой терапевтический результат. И это заслуга личности терапевта, его умений , мастерства, кропотливой работы.
Но вот личности и мастерство у всех разное.
Наконец-то мне стало ясно о какой конкретно мотивации я хочу спросить. Я сейчас больше все таки думаю о том что говорить и как его мотивировать подростка на первой диагностической встрече???
|
|
|
|
|
 |
СовестьПользователь
Сообщения: 413 Регистрация: 14.04.2004
|
|
Добавлено: Пн Май 24, 2004 08:55 |
|
|
Цитата: |
А зачем это отделение
|
Это больница и случается там умирают.
|
|
|
|
|
 |
LiLuПользователь
Сообщения: 51 Регистрация: 26.02.2004 Откуда: Нижний Новгород
|
|
Добавлено: Пн Авг 02, 2004 14:44 |
|
|
Всем привет! Ура, наконец-то отпуск кончился и я опять имею доступ к общению.
Уважаемая Наталья! Возвращаюсь к теме ведения тренинга с девиантными подростками и проблеме мотивирования. Так и хочется сказать - это действительно в принципе один из самых сложных моментов в тренинге - КАК замотивировать подростков на работу (со взрослыми и платными все ясно - они заплатили и уже хочешь-не хочешь, а посещать надо). Помнится в начале я уже писала, что наиболее легкий и быстрый вариант (хотя и не психотерапевтичный) - директивный "привод" подростка на группу (и не важно кем - родителями, учителями, да хоть инспекторами из ИДН). И, что самое интересное, изучая литературу по групповой работе с подростками, я отмечаю, что большинство авторов таки склонятеся, что директивности в данной работе не избежать, и чем менее знакомая и слоченная группа, тем выше уровень директивности (по очереди отвечать, участвовать в упражнениях и т.п.), а в сработанной группе - директивность снижается - чем сработаннее и сплоченней группа, тем выше демократичность и самовыражение с личностным ростом .
Но я прекрасно понимаю Вас - не всегда возможно обеспечить принудительный привод (да и не всегда нужно), что хочется работать "как учили", используя все гуманистичные принципы ("не навреди", добровольность, кто обратился - с тем и работаем и т.д.). Но, увы, практика сильнее теории. Хотя, может быть Вам поможет такая элементарная схемка как модификация Дембо-Рубинштейн - отрезок с полярными значениями: самые здоровые - самые больные, самые общительные - самые замкнутые, самые популярные - самые отвергаемые и т.п. - как фантазия и ситуация подсказывает. И задать два вопроса: где есть сейчас и где хочется быть. А дальше именно на этой разнице и играть, что, мол, только тренинг в этом и поможет. А потом, вообще, можно вести мониторинг изменений - хоть после каждого занятия - очень психотерапевтично получится: наглядность - она всегда помогает, т.к. наш человек - он словам не верит, ему посмотреть и пощупать надо . Кстати, для этой цели любые проективные и самооценочные тесты подойдут, какими владеете.
Так что, успехов.
|
|
|
|
|
 |
|
Добавлено: Ср Авг 11, 2004 02:33 |
|
|
Извините, что вклиниваюсь в диалог. Просто у меня возник вопрос. Вот вы работаете с детьми?! И среди вас наверно до хрена педофилов, может, поможете Барби – будете подопытными? А? Больно не будет, может быть.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|