Автор |
Сообщение |
TitoПользователь
Сообщения: 125 Регистрация: 10.08.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 01:06 |
|
|
Если человек, что-то знает, но понятно объяснить другому то что он знает не может, значит он не знает, а только думает, что он знает. Вы согласны с этим? (Это в контексте усвоения материала на занятиях.)
|
|
|
|
|
 |
ХеймдалльПользователь
Сообщения: 2412 Регистрация: 03.03.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 01:13 |
|
|
Вряд ли.
Например.
Бывают талантливые программисты. Но
1. либо они не способны научить других (но это не значит - что программировать они не умеют).
2. либо нет способностей у учеников.
Либо, например - Гарри Каспаров решил научить шахматам Tito
1. Либо Гарри Каспаров не умеет учить игре в шахматы (но это не значит - что он не умеет профессионально играть в шахматы)
2. Либо Tito явно не гроссмейстер.
|
|
|
|
|
 |
Без РазницыПользователь
Сообщения: 4105 Регистрация: 10.07.2003 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 01:37 |
|
|
Тито, объясни как тебе удалось уломать Каспарова учить тебя шахматам?
|
|
|
|
|
 |
ЛохматычПользователь
Сообщения: 1226 Регистрация: 03.10.2002 Откуда: из холодильника
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 10:35 |
|
|
Похоже, парят вас на занятиях, или ты материал не усвоил. Тех, кто умеет учить и объяснять, называют учителями. Профессия у них такая - учить. А если замечательный сантехник понимает как фуевину к хреновине примонтачивать, а дамочке с утонченным филологическим образовнием объяснть не может, потому что та слишком часто краснеет и падает в обмароки, это не означает, что он своего дела не знает, кран то не протекает.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 12:19 |
|
|
|
|
|
|
 |
ДельфиннПользователь
Сообщения: 6937 Регистрация: 04.04.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 12:42 |
|
|
Лохматыч, сантехник ничего не знает, он просто умеет - тоисть просто запомнил определенную последовательность действий, которые ему когда то показали
а зачем и почему именно так - он не знает, потому и объяснить неумеет
(из опыта общения с сантехниками)
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 13:36 |
|
|
гыгыгы
(а если кто забыл - сантехник тут у нас я :-) )
|
|
|
|
|
 |
ЛохматычПользователь
Сообщения: 1226 Регистрация: 03.10.2002 Откуда: из холодильника
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 13:38 |
|
|
Фигора
Не хотел вдаваться в подробности, а придется. На сам деле Tito в чем-то прав. А именно, уровень профессионализма выше у тех, кто кроме личного понимания всех тонкостей вопроса, умеет доступно и доходчиво объяснять суть другим. Об этом хорошо написано в книге Р. М. Фрумкиной "Психолингвистика". Именно там встретил разграничение понятий профессионал и эксперт. Поэтому не согласен, что не умеющего объяснить мона обвинить в незнании. Знает он, прекрасно знает, но ... не эксперт, с кем не бывает.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 14:02 |
|
|
ребят, вы не обратили внимания...
главный вопрос тут - _кому_ "объяснять"...
|
|
|
|
|
 |
снежинкаПользователь
Сообщения: 1561 Регистрация: 30.09.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 14:07 |
|
|
Не только "кому".
С одной стороны, действительно, не каждый "носитель языка" может научить хорошо говорить на нем. Нужны методики.
С другой, по личным наблюдениям, нередко лучшие репетиторы для школьников, которых не могут научить зацикленные на определениях школьные учителя, - доктора наук, часто уже и не помнящие всех деталей предмета и определений.
Но умеющие генерировать понятные примеры и подсовывать к рассмотрению простые и релевантные частные случаи "из жизни."
Если ты не умеешь спуститься со своих уровней абстракции до уровня "приёмника" - это, _как правило_, показатель узости, негибкости и ограниченности "знающего".
Хорошо бы разделять "научить"/передать навык от "передать знание/понимание".
|
|
|
|
|
 |
ДельфиннПользователь
Сообщения: 6937 Регистрация: 04.04.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 14:55 |
|
|
moisha, ты не профессионал, ты любитель-сантехник. или нет?
кста, тоже заметила, что именно профессионалы в опр. области сложнее объясняют, чем тот же любитель. Любителю самому интересно.
профессионалу настолько уже это можно сказать надоело или знакомо и понятно, что он уже не понимает как другие люди не могут знать таких "элементарных" вещей. "Это должен знать каждый!"
*кста, оч. часто наблюдается у компьютерщиков *
... и пока перед ним не самоунизишься, объяснив, что с тобой надо разговаривать как с дебилом, он не напряжет себя никакими объяснениями.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 16:54 |
|
|
давать "объяснения" человеку, который их не собираецца слушать - бессмысленно, вот в чём проклятие моей нынешней профессии
разговаривать с дебилом - тем более...
пританцовывать и бить в бубен перед человеком, который не знает, что такое "путь к файлу" и свои данные на дискету копирует увинувордом - тоже...
Последний раз редактировалось: moisha (Вт Ноя 16, 2004 17:01), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
ДельфиннПользователь
Сообщения: 6937 Регистрация: 04.04.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 16:59 |
|
|
moisha писал(а): |
...естессно, всякая настоящая дэушка убеждена, что любой пук в радиусе 20000 километров обрашён пэрсонально к ней, любимой-единственной-неповторимой
да кто бы стал сомневацца... |
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 17:03 |
|
|
да у меня тут их в конторе примерно полроты... а ты, конешно, "думала"...
|
|
|
|
|
 |
ДельфиннПользователь
Сообщения: 6937 Регистрация: 04.04.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 17:10 |
|
|
я не думаю, я знаю
чего тебе объяснить?
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 17:29 |
|
|
да не надо объяснять
дай спокойно на жизнь пожаловацца...
|
|
|
|
|
 |
ДельфиннПользователь
Сообщения: 6937 Регистрация: 04.04.2004
|
|
Добавлено: Вт Ноя 16, 2004 17:42 |
|
|
так ты это жалуешься?
это ж... святое дело тогда
тут я тебя понимаю
меня тож многие понимать отказываются прям из-за какого то упрямства штоль...
они свое знают, а остальное им пофиг...
|
|
|
|
|
 |
titbitПользователь
Сообщения: 52 Регистрация: 20.10.2004
|
|
Добавлено: Ср Ноя 17, 2004 14:20 |
|
|
Мне кажется что профессионал сможет объяснить суть даже самой сложной теории даже малышу например 5-ти лет так что тот поймет. Если не может объяснить значит не до конца понимает ... Знание - это владение материалом умение его преобразовывать сокращать, переворачивать и т.д...
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Ср Ноя 17, 2004 16:20 |
|
|
...боюсь, что многие профессиональные вещи всё же будут для понимания посложнее процесса приготовления борща (каковым я не владею - и периодически сильно завидую умеющим)
или для начала покажите мне парочку малышей пяти лет, которые хоть как-то разбираюцца в векторном мат. анализе, например... да просто смогут решить элементарное квадратное уравнение...
много вы таких видели ? при том, что вообще говоря, такие есть ?
|
|
|
|
|
 |
ЯгусяПользователь
Сообщения: 488 Регистрация: 18.11.2004 Откуда: избушка на курьих ножках
|
|
Добавлено: Чт Ноя 18, 2004 02:39 |
|
|
Tito писал(а): |
Если человек, что-то знает, но понятно объяснить другому то что он знает не может, значит он не знает, а только думает, что он знает. Вы согласны с этим? (Это в контексте усвоения материала на занятиях.) |
Не согласен.
Например, ученик делая домашнее задание по математике не может решить задачку. Его папа знает как ее решать, но не может ( не умеет) доходчиво объяснить это ребенку. Вместо этого папа орет, что сын тупица и полный дурак, топает ногами и т.д. Сын верит папе и перестает думать вообще. Бабушка, которая и математики не знает толком, спокойно просит внука порассуждать над уловием задачи: какие данные, что надо сделать сначала, что потом и т.д. Она учит ребенка мыслить, думать.
В каком из этих двух случаев парень научится решать задачи?
Есть люди которые не умеют объяснять, и никогда не научатся этому.
А бывает так, объяснишь человеку и сам все поймешь!
|
|
|
|
|
 |
Без РазницыПользователь
Сообщения: 4105 Регистрация: 10.07.2003 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Ноя 18, 2004 18:26 |
|
|
Последний раз редактировалось: Без Разницы (Чт Ноя 18, 2004 18:28), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
Без РазницыПользователь
Сообщения: 4105 Регистрация: 10.07.2003 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Ноя 18, 2004 18:27 |
|
|
Что такое понимать что-то? Что-то понимать - это значит представлять явление до необходимой точности детализации. Уметь найти в казалось бы разных проявлениях одного явления общие черты и закономерности. Иными словами, прогнозировать как поведет себя явления в разрообразных ситуациях контекста и при изменение самих стоставляющих этого явления.
Далее. Нужно диагностировать имеющееся представления у того кому это все придется объяснять. Найти необходимый уровень углубления в материал, где этому челу ясно большинство кирпичков этого явления на этом уровне и достроить недостающие.
Дальше, при необходимости, можно переходить на другой уровень детализации.
Например, что такое машина?
На примитивном уровне детализации - это устройство для передвижения.
Следующ9ий уровень может быть машина - это устройство для передвижения состоящее из корпума, ходовой части и двигателя.
Далее можно рассмотреть каждую и з составляющих до той степени детализации до которой необходимо.
Не всем нужно занть, что двигатель может быть 50 клапанный и 100 цилиндровый с такой то ситемой впрыска и т.д.
Кому то будет достаточно значть , что он вполне может увезти на дачу себя, жену и ребенка с собакой.
|
|
|
|
|
 |
к@питошка.Пользователь
Сообщения: 1471 Регистрация: 09.11.2003
|
|
Добавлено: Пт Ноя 19, 2004 07:55 |
|
|
Цитата: |
Что такое понимать что-то? Что-то понимать - это значит представлять явление до необходимой точности детализации.
|
Это значит использовать метод связанных ассоциаций.
как правило, формируется из знаний,напр
самая трудноусваиваемая информация должна располагаться в верхнем левом углу
людям с логическим мышлением трудно усвоить напр, лингвистический материал, поэтому подача материала должна быть эмоционально окрашена...
и ещё много всяких наворотов
|
|
|
|
|
 |
titbitПользователь
Сообщения: 52 Регистрация: 20.10.2004
|
|
Добавлено: Пт Ноя 19, 2004 08:47 |
|
|
moisha писал(а): |
...или для начала покажите мне парочку малышей пяти лет, которые хоть как-то разбираюцца в векторном мат. анализе, например... да просто смогут решить элементарное квадратное уравнение...
много вы таких видели ? при том, что вообще говоря, такие есть ? |
Я говорила о владении материалом, конечно никто не научить пятилетних решать логорифмическое уравнение- это частность, я говорила об общем - что можно объяснить малышу например теорию Дарвина в трех словах так что он поймет о чем идет речь ...
Знаешь, это как водишь экскурсии по городу для разных групп, за разное время, по одному и тому же месту ... дак вот твой профессианолизм во владении материалом - что об одном месте ты можешь для разных людей и за разное время выбрать совершенно разную инфу которая будемт понятно именннол этой группе - ВЛАДЕНИЕ материалом вотэто я имела ввиду и называю профессионализмом ...
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Пт Ноя 19, 2004 13:03 |
|
|
профессионализмом _в чём_ ?
правильно, в чтении лекций
безусловно, исключительно важное умение
но это не _зна-ни-е_
это другое
|
|
|
|
|
 |
|