Общая социопсихология (фрагменты препринта и учебного пособия)
1.
Ассоциация: состав ассоциации - сходный, подобный, похожий; основная функция - сосуществование, взаимоприятие, взаимотерпимость; основным свойством является наличие границ, рамок поведения; структура ассоциации - лучевая, эклектическая (все со всеми).
2.
Команда: состав команды - многослойный, элитарно-ординарный, стратифицированный; основная функция - подчинение, исполнение распоряжений вышестоящих нижестоящими; основным свойством команды является последовательность, порядок отношений, статусы, ранги; структура команды иерархическая, основанная на вертикальных связях.
3.
Корпорация: состав корпорации - тождественный, равнозначный; основная функция - договоренность, согласованность, единомыслие; основным свойством корпорации является наличие норм, обязательств; структура корпорации - кольцевая, круговая, в виде замкнутой обратной связи.
4. Коллектив: состав коллектива - равноуровневый, равноправный; основная функция - взаимовлияние, взаимопомощь, взаимовыручка; основным свойством коллектива является наличие баланса в отношениях, взаимной ответственности; структура коллектива - равновесная, связи строятся на горизонтальном уровне.
Система элементов социопсихологии (фрагмент радиально-кругового варианта)
Комментарии к рисунку
1.
Ассоциация: основная характеристика - взаимоприятие; дифференциальная характеристика (разновидность конфликта) - столкновение; стиль-метод организации и управления - либеральный, либерократический.
2.
Команда: основная характеристика - подчинение; дифференциальная характеристика (разновидность конфликта) - неповиновение; стиль-метод организации и управления - авторитарный, автократический.
3.
Корпорация: основная характеристика - согласование; дифференциальная характеристика (разновидность конфликта) - отчуждение; стиль-метод организации и управления - бюрократический.
4.
Коллектив: основная характеристика - сплочение: дифференциальная характеристика (разновидность конфликта) - противостояние; стиль-метод организации и управления - демократический.
(Стили-методы организации /управления/ заимствованы из системы элементов социологии. См. Таблицу 3)
Общая социопсихология (фрагменты семнара)
«ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
взаимоприятие, подчинение, согласование,
взаимовлияние ( Строка 2 Таблицы 2)
Для более полного понимания темы
«функциональных взаимоотношений» давайте
рассмотрим это явление с двух сторон: с позиций
конфликтологии - науки о конфликтах
(столкновениях – лат.), войнах и с позиций
иренологии - науки о социумах, мире («ирен» - мир
/гр./; «социум» - общество, общественное единство
/лат./). Кстати, словом «мир» в России раньше
называли общество, общину…
Есть такой афоризм: «Хочешь мира,
готовься к войне»…
Да. Это несколько измененный вариант
латинского афоризма, принадлежащего
древнеримскому писателю и историку Корнелию
Непоту…
Итак. Начнем раскрывать содержание
нашей темы.
Взаимоотношения людей могут быть
представлены двумя крайними состояниями:
состоянием интеграции, мира и состоянием
дифференциации, конфликта.
Интегрированные взаимоотношения
характеризуется следующими признаками:
- совмещением, ассимиляцией, смешением;
похожестью, однообразием внешнего вида и
поведения людей;
- подавлением, покорностью, полным послушанием
нижестоящих в иерархической системе связей
между людьми;
- кодированием, сатурацией (насыщением,
пресыщением – лат.), «зомбированием» людей
информацией единого содержания;
- опекой, покровительством, патронажем, надзором;
так называемой «жизнью под колпаком»…
Эти отношения могут полностью
удовлетворять людей, придерживающихся афоризма
«Целое больше простой суммы составляющих его
частей» и полагающих что общинными действиями
можно добиться больше, чем в одиночку. Но они
могут не удовлетворять людей в случаях «круговой
поруки», когда отдельная личность может добиться
больше, чем сдерживающая её общность людей.
Состояние мира в первом случае может
породить застой, переходящий в «загнивание», во
втором случае - напряжённость, раздраженность
приводящую к конфликтам.
Конфликт, как это ни странно, часто
происходит во благо людям, позволяя им
совершенствоваться в своём развитии. Есть даже
понятие «управляемого конфликта» (интересная
тема для Вашей курсовой или дипломной работы). Но
бывает иначе...
Конфликт – это «дифференциация
взаимоотношений»? Что это такое?
Дифференцированные взаимоотношения,
конфликты это:
- столкновение, перебранка, ссоры,
драки, стычки, вплоть до кровавой резни и военных
действий;
- неповиновение, непослушание, невыполнение
распоряжений начальства, забастовка, вплоть до
разрушения упорядоченных связей;
- отчуждение, отторжение, замыкание в себе, полное
игнорирование норм, законов, вплоть до
сектантства и отшельничества;
- противостояние, разделение людей на
противоположно настроенные лагери, вплоть до
полной конфронтации.
Подобные отношения могут
удовлетворять экстремистов, анархистов,
эгоцентристов и других людей, для которых
конфликт - это образ и смысл жизни, для которых
«война - мать родна», но не характерны для людей,
настроенных на мирные отношения друг с другом…
Наверное, можно констатировать, что
состояния «мира и войны», являясь по существу
двумя крайностями, не вполне характерны для
людей, и есть нечто третье, которое и определяет
человеческие взаимоотношения. Так ли это?
Так. И «нечто третье» - как Вы сказали –
это разумное сосуществование, «компромисс»,
основанные на концепции альтруистического
эгоизма Сущность альтруистического эгоизма
хорошо раскрывает формула врача и философа Г.
Селье: «Мне хорошо тогда, когда тебе хорошо».
Расскажите более подробно о разумном
сосуществовании, компромиссах.
- Разумное сосуществование,
«компромисс» это:
- взаимоприятие; взаимоприемлемое
сосуществование людей; толерантные (терпимые –
лат.), добрососедские отношения;
- подчинение, основанное на добровольных
принципах разделения функций и статусов в
отношениях «руководитель — исполнитель»;
- согласование, взаимопонимание, основанное на
выработке единых для обеих сторон норм;
- взаимовлияние, основанное на принципах
сотрудничества взаимопомощи, взаимовыручки…
…Подводя итог, нашим рассуждениям,
можно выделить три вида взаимоотношений и три
психологических типа людей: мирные,
«компромиссные», конфликтные.
Мирные люди, наверное, не вызывают
особого беспокойства. А вот как нужно обращаться
с конфликтными людьми?
- Мирные люди также должны вызывать
определенное беспокойство. «В тихом омуте черти
водятся». Но, тем не менее, Вы правы. Не зря в
народе говорят: «Худой мир лучше доброй ссоры»,
поэтому о конфликтах нужно поговорить подробнее,
тем более, время у нас далеко не мирное…
Для того, чтобы ориентироваться в
конфликте, необходимо уяснить: существуют
конфликтные люди и конфликтные ситуации. Поэтому
нужно условно отделить проблемного человека от
проблемной ситуации и понять, «что конфликтно»
или «кто конфликтен».
Затем необходимо выявить причины и
условия, породившие такое поведение человека или
такую ситуацию, цели конфликтного человека или
исход конфликтной ситуации, силу, резервы
конфликтующих сторон и сложность, запутанность
ситуации, возможные последствия конфликта и
способы его разрешения.
В зависимости от полученных ответов в
особо сложных конфликтных ситуациях выбираются
оптимальные стратегически ориентиры,
разрабатываются оперативные планы, ставятся
тактические задачи, подбираются конкретные
приемы разрешения конфликтов…
- А какой стиль поведения в
конфликтной ситуации является наилучшим?
Наилучшего стиля нет, а вот наихудший -
есть.
???
Наихудший стиль поведения человека -
это тот, который для него наиболее типичен,
характерен и который он применяет автоматически
вне зависимости от ситуации. Лучше применять
осознанный, эффективный метод, соответствующий
характеру ситуации…
Например, всегда соперничающий,
спорящий человек, попадая в ситуацию, где лучшим
способом поведения является приспособление,
конформизм может иметь впоследствии весьма
печальный результат. Поэтому не «родной» стиль
нужно применять, а эффективный метод
соответствующий характеру ситуации…
Социопсихологическая диагностика и коррекция (краткая аннотация методики)
Для социопсихологической диагностики организации применяется инструментарий, составленный на основе семантических дифференциалов. В основе диагностики опрос, наблюдение, беседа. Критерии и показатели уровня интеграции-дифференциации организации варьируют от 16 до 65 диагностических единиц…
Коррекция отношений персонала организации осуществляется с помощью ролевых и деловых игр; методов челночной дипломатии, третейского суда авторитетного «варяга» и других (специальных) методов.