Занков Леонид Владимирович (1901–1977) — российский психолог, дефектолог, педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития (см. Умственного развития уровень), одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к детям, которых было принято называть «умственно отсталыми», подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, то есть приравниваться к классам обычной школы. Занков — ученик и последователь Л. С. Выготского, в соответствии с его взглядами рассматривал проблему взаимоотношений обучения и развития. Им разрабатывалась система начального обучения, направленная на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно Занкову, — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс. Во время Великой Отечественной войны занимался проблемами восстановления функций у раненых. В 40-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания.
|