Сознание как категория отличная от "психики", была выделена уже в философской концепции, созданной Декартом и Локком. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме," - писал Локк, тем самым отделяя его от непосредственного восприятия внешних объектов и рассматривая как одну из функций психического. Сознательная психика человека стала противопоставляться бессознательной психике животных. Развитие психологии поставило вопрос о факторах, определяющих сознание, рамках в которых происходит осознание. В XVII веке этот вопрос ставился как проблема выделения "алфавита человеческих мыслей", у Канта появились "априорные категории разума", такие как время, пространство, причина, субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий разум не в состоянии. Гегель говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структурировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков.
Наконец, уже в начале нашего века Дюркгейм показывает, что эти категории, "костяк разума", как он их называет, обусловлены социально; даже такие фундаментальные явления как время и пространство могут по-разному структурироваться и тем самым по-разному осознаваться в разных обществах. Все эти положения были подытожены Выготским на основе его теории культурно-исторического происхождения высших психических функций. Развитие психики человека, по Выготскому, обусловлено в основном не законами биологической эволюции, а законами исторического развития общества. Высшие психические функции, сформированные в результате интериоризации преобразования внешних средств управления поведением (знаков) во внутренние. Благодаря связи и соотношению этих функций, сознание имеет системное строение. Знак (прежде всего слово) своим значением опосредует процесс непосредственного внутреннего чувственного отражения мира.
Значение, как позже писал Леонтьев, - это "обобщение, известная система связей и отношений, идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта. Индивидуальное сознание по своей природе общественно, так как в процессе общения усваивает уже выработанные в обществе значения, причем усваивает не сразу в готовом виде. На основе своих исследований Выготский выделил три основные ступени развития обобщений, системы значений при взрослении человека. В онтогенезе сознания ребенок проходит через стадию синкретов - непосредственно-чувственных, независимых от реальных отношений обобщений. Затем обобщения ребенка приобретают характер комплексов - наглядно-ситуационных обобщений на основе действительных связей конкретных предметов. Высшие проявления комплексного мышления - псевдопонятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее развитых форм обобщения, построенных на основе логических связей между абстрактным содержанием других обобщений.
Осознанность для Выготского - возможность выражения одних значений через другие на основе системности организации значений. Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для Выготского - некое информационное содержание, программа, управляющая перекодировкой поступающих сигналов на язык, понятный компьютеру; такая перекодировка и есть осознание. Леонтьев, продолжая линию Выготского, подчеркивает роль деятельности как в онтогенезе сознания, так и в его историческом развитии. "Специфически человеческие способности и функции,- писал Леонтьев,- складываются в процессе овладения индивидом миром человеческих предметов и явлений... Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими условиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь."
В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью, связывающей через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой, отделяющими сознаваемое объективное значение от значения для субъекта. За значениями, по Леонтьеву, скрываются общественно выработанные способы действия. Язык в такой трактовке - идеальная форма существования предметного мира. Лишь язык как система значений окончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир объектов от субъекта за счет устойчивости содержания значений. На более ранних стадиях развития психики отражение гораздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой раздражители лишены предметных (объектных) качеств, "объект репрезентирован субъекту в форме его переживания субъектом" (Петренко). Появление предметного образа на перцептивной стадии психики позволяет воспринимать объект как обладающую формой, удаленностью и другими параметрами целостность. Но, по Леонтьеву, эти параметры воспринимаются в зависимости от их наличного биологического смысла. Репрезентация объектов в форме образов зависит от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта. Лишь структуры сознания позволяют добиться определенной объективности отражения. Но в то же время отражение в знаковой форме не просто фиксирует поступающую информацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и вводя новые связи и отношения.
Изучение генезиса, строения и функционирования индивидуальной системы значений как основной образующей сознания было продолжено в рамках психосемантики. Значение в психосемантике - это "обобщенная идеальная модель объекта в созна ние субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности" (Петренко). Значения могут фиксироваться не только с помощью слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов, жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских психологов, созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерменирует процесс восприятия. Эти принципиальные схемы познавательной саморегуляции - установки, можно также рассматривать как системы значений.
Психосемантический подход не ставит преграды между сознательным и бессознательным, для него существуют лишь разные степени осознанности. Действительно, процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. В поле сознания тем больше образов, чем больше оно структурировано, т.е. расчленено на элементы, между которыми установлены определенные связи и отношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано восприятие через структуру значений, чем сложнее эта структура, тем больше степень осознания воспринимаемого образа. При этом субъект осознает не значения, а сам образ, "структуры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткани образа." "В той степени, в какой восприятие, память, мышление или иной психологический процесс опос редованы значением,- пишет Петренко,- они являются потенци ально осознаваемыми." Для иллюстрации этой гипотезы Петренко и Кучеренко были проведены опыты, в которых испытуемому под гипнозом запрещалось видеть некоторые объекты. При этом воспринимались, но не осознавались не только "запрещенные" объекты: предметы, семантически связанные с ними, также сливались с фоном.
Итак, для психосемантики категоризация (процесс отнесения единичного события, объекта, переживания к некоему классу) фактически тождественна осознанию. Здесь подразумевается осознание объекта, который категоризуется; в современной психологии вопрос о сознании без объекта не ставится или считается абсурдным. В то же время некоторые исследователи отделяют процесс осознания от процесса категоризации (не отрицая невозможности одного без другого). Например, Ч.Тарт настаивает на существовании базового внимания-осознания (attention-awareness), направленность которого, его фокус, может находиться под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психическая энергия, активирующая те или иные системы подсистемы сознания.
Необходимость в постулировании существования внимания-осознания основывается на фактах наличия категоризации без осознавания. В психологических системах психоаналитического направления бессознательное психическое чаще всего рассматривается как совокупность низших проявлений психики инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненных проявлений. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что нео сознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими проявлениями интеллектуального творчества. Подобные процессы не возможны в рамках наглядно-образного мышления, без оперирования сложными понятиями, выражения одних понятий через другие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления при решении новых для человека задач является перерыв в деятельности, который может смениться пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений ее составляющих (явление инсайта).
На подобные процессы частично проливают свет данные нейропсихологического и электрофизиологического анализа деятельности. По материалам В.Н.Пушкина показатели реоэнцефалографии (РЭГ), регистрирующие кровоснабжение мозга, растут в лобных областях коры при повышении общеличностной напряженности при решении задачи, если испытуемый ориентирован на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности. При ориентации испытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ растут в теменно-височной области. В случаях одновременного личностного и познавательного напряжения показатели РЭГ в этих областях растут синхронно. На основании этих и большого количества других данных (травмы, патологии) Пушкиным делается вывод о том, что существуют два крупных блока психической саморегуляции - личностный и познавательный, которые анатомически представлены соответственно лобными долями и теменной областью.
|