Итак, сознание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сформированные этой же реальностью, в первую очередь, реальностью, социально и культурно обусловленной. Восточные философско-психологические учения, о которых пойдет речь ниже в связи с медитацией, в основе своей содержат идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллюзия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение.
Индуисты называют это "майа", буддисты- "самсара". Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллюзии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле. В связи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколько соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки. По Ч.Тарту,сознание человека подвергается троякой детерминации. Во-первых, оно детерминируется физическими законами, поскольку процессы сознания протекают благодаря действию нервной системы. Кроме того, оно детерминируется специфическими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец,происходит детерминация социокультурного плана.
Психологами и философами не раз отмечалось, что та реальность, о которой осведомлен индивид, является "консенсусной", то есть это "реальность по соглашению", границы которой совпадают с границами языка. "...Такие понятия и формы восприятия действительности, как время, пространство, изменение, причина, судьба, число... в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"- ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании"- пишет А.Я. Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельности, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами действительности, учет которых важен для выживания.
Но наиболее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отражаемой реальности. О несоответствии реальности нашего "образа мира" уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего свидетельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружающую среду" (цит. по Ф.Капра). Гораздо ближе к концепциям современной физики результаты медитативного "видения" в восточных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущности в отдельности, напротив, - все отдельные предметы взаимодействуют друг с другом... при помощи волн, или колебаний... следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплетаются в общий узор мировой гармонии" (цит.по Ф.Капра).
Помимо элементов детерминации, возникающих с необходимостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать синкретические обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильными, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители). Еще одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или выборочности восприятий. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже воспринято, то сознание стремится разрушить такого рода восприятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы желаниям человека. Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых измененных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.
|