Мир Психологии
Мир Психологии
Мир ПсихологииПубликацииМедитация как метод изменения сознания
Новости психологии. Новости сайта Психологический форум Психологический чат Психологический магазин Психологические тренинги и семинары

Публикации
Новости психологии
Тренинги. Семинары
Психологические тесты
Частые вопросы
Психологический форум
Психологический чат
Казино с быстрым выводом
Книги по психологии
Коллекция рефератов
Биржа труда
Каталог ссылок
Психологический клуб
Персоналии
 

Расширенный поиск
 

Губернатор Ямала поздравил с 75-летием первого кандидата педагогических наук среди ненцев округа
Подробнее

В Москве проходит Съезд Всероссийского Педагогического Собрания
Подробнее
Пользовались ли Вы услугами консультантов дистанционно?
Вообще никогда не работал с консультантами
Нет. Считаю, что консалтинг должен быть только прямым!
Нет, но думаю, что это возможно.
Да. Несколько раз было...
Да. Пользуюсь постоянно.
Результаты
Публикации :: Медитация как метод изменения сознания

Медитация как метод изменения сознания

А. В. Константинов

Обычное сознание как иллюзорное состояние
Навигация по страницам

Итак, сознание воспринимает и осмысливает реальность так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сформированные этой же реальностью, в первую очередь, реальностью, социально и культурно обусловленной. Восточные философско-психологические учения, о которых пойдет речь ниже в связи с медитацией, в основе своей содержат идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллюзия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение.

Индуисты называют это "майа", буддисты- "самсара". Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллюзии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле. В связи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколько соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки. По Ч.Тарту,сознание человека подвергается троякой детерминации. Во-первых, оно детерминируется физическими законами, поскольку процессы сознания протекают благодаря действию нервной системы. Кроме того, оно детерминируется специфическими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец,происходит детерминация социокультурного плана.

Психологами и философами не раз отмечалось, что та реальность, о которой осведомлен индивид, является "консенсусной", то есть это "реальность по соглашению", границы которой совпадают с границами языка. "...Такие понятия и формы восприятия действительности, как время, пространство, изменение, причина, судьба, число... в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"- ту "сетку координат", при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании"- пишет А.Я. Гуревич. Конечно, эта модель формируется в реальной деятельности, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами действительности, учет которых важен для выживания.

Но наиболее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отражаемой реальности. О несоответствии реальности нашего "образа мира" уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего свидетельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружающую среду" (цит. по Ф.Капра). Гораздо ближе к концепциям современной физики результаты медитативного "видения" в восточных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущности в отдельности, напротив, - все отдельные предметы взаимодействуют друг с другом... при помощи волн, или колебаний... следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплетаются в общий узор мировой гармонии" (цит.по Ф.Капра).

Помимо элементов детерминации, возникающих с необходимостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать синкретические обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильными, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители). Еще одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или выборочности восприятий. Он выражается в том, что люди в большей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они полагают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже воспринято, то сознание стремится разрушить такого рода восприятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы желаниям человека. Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых измененных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.

Навигация по страницам публикации
Введение
Сознание в свете некоторых концепций психологии
Обычное сознание как иллюзорное состояние
Измененные состояния сознания
Медитация как метод изменения сознания

О проекте | Реклама на сайте | Баннерообмен | Авторам | Условия использования материалов | RSS-экспорт
1999-2025 © Мир Психологии