Негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния. В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе, как угрозу своему статусу, благополучию, как снижение ценности или даже обесценивание своего "Я". Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под "плохое настроение", недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, "немотивированных" поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них.
Чаще всего в реальной социальной жизни преодоление зависти идет по двум сценариям. 1) позитивному (конструктивному), при котором человек нравственный способен справиться со своими негативными чувствами, более того —признание чужих успехов может послужить соревновательным стимулом для его собственных творческих достижений (так называемая "белая зависть"), 2) негативному (деструктивному), при котором человек слабый духом, стремясь любим способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожать источник своей зависти. Предпринимаемые в таком случае действия ведут либо к аутоагрессии ("самоедству", агрессии, направленной на себя, поскольку моральные запреты ре позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на других), либо к вовне направленной агрессии, когда проявляется стремление уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим ("устранение с дороги", разорение и т п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.
|