Шизофренизации общества (в частности
аутизму) способствует его виртуализация. Наши
исследования показали, что около 66% респондентов
отдают предпочтение в виртуальным и
искусственным мирам (наркотической и
электронной виртуальности). Иными словами,
значительную часть времени наше общество
проводит за экранами своих телевизоров. Благодаря
телевидению общество постепенно превращается не
в созидателей, а наблюдателей себя.
Компьютеры в большинстве случаев
используются чисто потребительски в примитивных
целях и задачах. Так например, доля использования
Интернета для научных исследований на 31% ниже,
чем в развлекательных. Благодаря
систематическому погружению людей в алко и
наркотические и электронные виртуальные миры
воспитываются такие деструктивные установки
личности как установка к воображаемому
удовлетворению потребности, установка к
быстрому удовлетворению потребности при малых
затратах усилий, установка к пассивным способам
защиты при встрече с трудностями, установка к
неприятию на себя ответственности за
совершаемые поступки, установка к предпочтению
эгоцентрических мотиваций альтруистическим,
установка к малой опосредованности деятельности,
установка довольствоваться временным и не
вполне адекватным потребности результатам
деятельности. Это опасная тенденция, ведущая к
росту многочисленной армии бездельников и
филистёров. Кроме того, нами выявлена корреляция
между наркотизацией и виртуализацией общества.
Мы отказались от всяческих
ограничений, фильтров, цензуры и это привело к
тому, что всё окружающее нас стало сексуальным (Фрейд
был прав в своих теориях). Поэтому секс в
настоящее время постепенно растворяется и
исчезает. Фрейдовское либидо постепенно
растрачивается и перестаёт питать культуру. Не в
этом ли причина появления на экранах
транссексуалов, бесполых людей, занимающихся
сексом исключительно знаково и механически. Но
это ужасно! Симулякры и тиражирование (массовое
копирование копий), привели к тому, что нет больше
политики, нет эстетики, нет секса, нет религии,
нет экономики и т. п., а есть нечто иное -
трансполитика, трансэстетика, транссексуальное,
трансрелигия, трансэкономика. Всё находится в
трансе. А может быть всё то, что происходит это
благо? Теперь люди не считают, что секс и политика
- главные проблемы, то есть они не страдают от
сексуальных интинктов, от власти идей и
деструктивности вождей.
Необходимо признать, что все мы, сами
того не замечая, в будущем постепенно лишимся
полового и государственного инстинкта. С этим
надо что-то делать! Институт семьи
трансформировался в нечто, что уже не следует
беречь и защищать (Вспомните о психологической
порнографии Нагиева в “Окнах”). Средства на
существование всё чаще не зарабатываются
тяжелым трудом. (Людей труда становится всё
меньше и меньше). Многие практикуют обмен
супругами. Некоторые даже изменяют свой пол.
Возможно всё. Мы становимся всё более едиными,
связывая друг друга компьютерной сетью и
мобильной телефонизацией.
В настоящее время, затраты на создание
символических продуктов, которые далеки от
реального назначения вещей, превышают труд,
направленный на реальные дела, действительно
преобразующие наш мир. Ещё недавно нечто
знаковое и символическое вызывало воображение и
приводило к изменению внешнего мира. Сейчас
производится нечто, которое благодаря масс-медиа
и рекламе, образам, формам, цветам, воплощается на
экране и создает иллюзию реального. Эта
симуляция зашла так далеко, что теперь мы всё
меньше и меньше различаем фантазию от реальности.
Надо признать, что реклама – это некая
реальность, несмотря на то, что мы не сможем
купить то, что показывает реклама. В рекламных
роликах и афишах предметы предстают более
совершенными, чем являются на самом деле. Это
манипуляция нашим сознанием.
Очевидно, что в прошлом многие вещи
имели чисто символическое значение. В настоящее
время благодаря рекламе, истинные качества вещей
стираются. Так, например, в рекламах и каталогах
об автомобилях, уже практически не уделяется
внимание описанию технических характеристик
техники, а всё больше представляются ложно-преукрашенные
значения – симулякры.
Всё большее число людей живёт
исключительно у экранов своих мониторов. Это
нехорошая тенденция. Как говорится «весь мир у
наших ног», перед нашими глазами. Здесь уже нет
живой вещественной плоти, но зато мир стал более
ярким, чем реальность. Мир превращается в
виртуальную реальность.
Взгляните на наши средства массовой
информации. Раньше мы боялись ядерного облучения
наших тел. Не пора ли бояться облучения знаками,
образами и симулякрами, идущими от масс-медиа? Но
теперь уже облучаются наши души.
Мы научились создавать и создаём любые
образы и знаки. Все они информатизированы.
Пожалуй уже нет ни одного события, ни одного
поступка, которые бы мы не выразили и не
представили на экранах своих телевизоров. Мы уже
желаем представить себя в виртуальной вечности,
но уже не для существования после смерти, а для
сохранения в информационных сетях и
искусственной памяти. Телевизор стал
вместилищем всего и вся. Всё в нём. Но так ли это?
Рекомендации:
1. В рамках школьного курса основ ОБЖ (основы
безопасности жизни) представлять учащимся
психологию деструктивного влияния компьютерных,
теле-, видео-, нарко- и алко- виртуальных
реальностей. Благодаря этому курсу, учащиеся
должны глубоко осознать, что все эти виртуальные
миры имеют одну и ту же искусственную природу и
ведут к интеллектуальной и эмоциональной
деградации.
2. Разработать нормы и ограничения
пользования компьютерной и телевизионной
аппаратурой.
Бездуховность и социоапатия. Одним
из атрибутов духовности общества является его единство.
В таком случае о какой духовности можно говорить
если в нём прогрессирует социальная шизофрения (аутизм,
непоследовательность, безответственность,
патологическая раздвоенность и нерешительность
). Традиционными способами, направленными на
созерцание красоты и культурное приобщение (умной
болтовнёй), эту проблему решить практически
невозможно. Необходимо затрагивать не только
структуры, связанные с восприятием и мышлением,
но и волевые структуры. К сожалению, в настоящее
время в большинстве учебных заведений большое
внимание уделяется лишь мыслительной и
поведенческой сфере, а деятельность
направленная на воспитание жизнелюбия и
способности преодоления, остаётся без внимания.
Согласно нашим оценкам, около 23%
состоятельной в материальном плане молодёжи
способны в наглую ездить без билета в городском
транспорте и не переживать за это, оправдываясь
плохим материальным состоянием. 64% терпимо
относятся к криминальным преступлениям.
Согласно нашим социологическим
исследованиям в российском обществе всё больше и
больше усиливается апатия по отношению к
политике, сексу, искусству и др. С одной стороны,
это нормальная реакция, связанная с
освобождением людей от ложных кумиров.
На первый взгляд может показаться, что
в нашем обществе уже нет никаких форм зла и не
стоит паниковать раньше времени. В
действительности же наше положение неустойчиво
и может произойти всё что угодно. Причиной этого
может быть не только внешняя угроза, внутри
нашего общества зарождаются опасности. И мы,
можем оказаться бессильными перед ними. Мы,
вскормленные искусственными картинками
телевидения, оказались безвольными, хотя, на
первый взгляд, вроде бы всё делается как надо. У
нас есть и демократия, и экология, и элементы
нравственной чистоты, мы умеем снимать конфликты.
пацифизма, демократии, экологии,
здоровья, нравственной чистоты… Но всё это лишь
на экране наших телевизоров.
Мы анализировали молодёжь. Она у нас
разная. Казалось бы, что им не хватает? Они сыты,
обуты, самодостаточны… как говорится живи и
радуйся, но они стали всё больше и больше
проявлять жестокость и тягу к преступлениям, и
даже убийствам. Конечно не все. Но процент растёт.
Это большая социальная группа людей. Это большая
деструктивная сила.
Жан Бодрийяр прав, когда задаётся
вопросом, откуда и как возможен в
демократическом обществе расизм и терроризм,
почему в сбалансированных системах общества в
экономике, технике, компьютерных сетях
происходят сбои, последствия которых
оказываются гораздо более значительными по
сравнению с естественными катастрофами? Не
является ли тогда теория катастроф, может быть,
самым важным созданием современных специалистов?
И не должны ли мы - учёные дополнить эту системную
модель новыми "человеческими" параметрами?
Необходимо признать, что настало время учитывать
не только субъективный фактор: опасные страсти и
желания людей, нарушающие функционирование
отлаженных машин, но и опасность, идущую от
искусственно культивированных желаний, от
симулякров. Это ещё можно регулировать. В
российском обществе симулякры ещё не вырвались
из под контроля. Их ещё можно обуздать.
Мы движемся к временам, когда не будет
никакого конфликта между "хочу" и "можно".
Исчезают барьеры преодоления, исчезают
столкновение с внешним сопртивлением. Энергия
либидо, скоро окончательно перешагнёт границы
супружеской спальни и широким потоком вырвется
на улицы, на эстраду, на экраны. А может быть уже
вырвалась?…
|